Бюджетные организации как бюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд

В соответствии с Бюджет. кодексом целевые бюджет. фонды – это фонд денеж-х ср-в, образов. в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по спец. схеме.

Целевые бюджет. фонды имеют ряд особенностей:

1. планирование и утверждение в составе бюджета;

2. их состав в бюджете не постоянен;

4. ср-ва фондов не подлежат изъятию и не м.б. использованы для получения прибыли;

5. неиспользован. ср-ва фонда в текущ. году отправляются на след. год……

К целевым бюджет. фондам относятся:

1. Федерал. дорож. фонд формируется за счет налогов на реализацию горюче-смазоч-х материалов, пользование автодорог. И используется на содержание, ремонт, реконструкцию дорог и ……

2. Федерал. фонд воспроизводства минерал.-сырьевой базы формир-ся за счет части отчислений, производимых пользователями недр, добываемых все виды полез-х ископаемых, разведыват-х на гос. ср-ва. И используется на изучение геологич-х континентал-х недр и на биолого-разведывател. работы.

Внебюджет. фонды – это совокуп-ть фин. ресурсов, находящ-ся в распоряжении центр-х, регионал-х и местных органов и характериз-ся целевой направлен-тью использования ден-х ср-в, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Их формирование происходит за счет спец-х отчислений юрид-х и физич-х лиц, имеющих налог. природу. Нахождение неподлежащих изъятию ден-х ресурсов фонда собственности гос-ва и расход-х их только на определен. цели.

Внебюджет. фонды подразделяются по функционал. назначению:

ü на фонды экономич. хар-ра;

ü на фонды социал. хар-ра;

ü на фонды природоохранител. хар-ра.

Важными внебюджетными фондами явл-ся:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

2. Фонд социального страхования (ФСС).

3. Фонд обязат. медиц. страхования (ФОМС).

Они относятся к федерал. фондам соц. обеспечения.

Соц. обеспечение , как экономич. категория, это сис-ма распределит. отношений, в процессе кот-х за счет части национал. дохода образуются и используются обществен. фонды денеж. ср-в, материал. обеспечение и обслуживание категории граждан, нуждающ-ся в гос. поддержке.

Частью гос. сис-мы соц. защиты населения явл-ся обязат. соц. страхование, осуществляемое в соответствии с ФЗ «Об основах обязател. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, и представл. собой сис-му созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения материал. и соц. положения работников и иных категорий граждан. В нем установлены соц. страх. иски, подлежащие удовлетворению.


К ним относится:

ü получение медиц. помощи;

ü труд. увечий;

ü проф. заболевания;

ü материнство;

ü инвалидность;

ü потеря кормильца;

ü наступление пенсии;

ü признание нетрудоспособным;

ü смерть.

В соответствии с частью 2 Главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 года основным источником денеж-х ср-в всех 3-х фондов явл-ся Единый соц. налог (ЕСН).

Работадатель уплачивает налог с налог. базы на кажд. работника нарастающим итогом с начала года:

В Пенсионный фонд – 20%

В Фонд соц. страхования – 3,2%

В федерал. фонд медиц. страхования – 0,8%

В териториал. фонд медиц. страхования – 2%

ИТОГО ЕСН=26%.

Законодат-во Российской Федерации «Об обязател. пенсион. страховании» состоит из:

1. Конституции Российской Федерации.

2. ФЗ «Об основах обязат. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.06.1999г.

3. ФЗ «Об обязательном пенсион. страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.

4. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

5. ФЗ «Об индивидуал. (персонифицирован.) учете в сис-ме гос. пенсион. страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.

6. и иных ФЗ.

ФЗ № 167 устанавливает основы гос. регулирования и правоотношений в сис-ме обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования явл-ся:

1. федеральные органы гос. власти;

2. страхователи;

3. застрахованные лица.


Федерал. органы гос. власти имеют право:

ü устанавливать порядок и исполнение бюджета Пенсионного фонда;

ü формировать, инвестировать и хранить пенсион. накопления.

Страховщик, Пенсионный фонд, - это самостоятельное финансово-кредит. учреждение, осуществл. гос управление финансами пенсион. обеспечения. В основе лежит принцип солидарности поколений, который заключается в том, что обеспечение конкрет. чел-ком матер. уровня путем перераспределения.

Негос. Пенсион. фонды – это тоже страховщики.

Ср-ва Пенсионного фонда используются только на выплату пенсий, на погребение пенсионера, доставку пенсий.

Пенсионный фонд имеет право проверять и получать у страхователей документов. У налоговых органов – информацию о страхователях и представлять интересы застрахован-х лиц перед страхователями.

Страховщик обязан:

ü обосновывать тарифы страх. взносов;

ü пересчитывать, назначать и выплачивать труд. пенсии и соц. пособия;

ü обеспечивать контроль и учет пенсион. ср-в;

ü регистрировать страхователей;

Страхователями явл-ся лица, производящие выплаты физич. лицам, а также физич. лица, добровольно вступившие в указанные правоотношения.

Страхователи обязаны:

ü зарегистрироваться в Пенсион. фонде;

ü уплачивать страх. взносы;

ü вести их учет;

ü представлять документы для индивид. учета, назначения и выплаты страх. обеспечения.

Большая часть страхователей - работодателей применяет след. тарифы страх. взносов на базов. начисления страх. взносов на кажд. работника нараст. итогом с начала года до 280 тыс. руб.:

ü для лиц 1966 г.р. и старше - на страх. часть пенсии 14%,

На накопит. часть пенсии 0%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе - на страх. часть пенсии 8%,

На накопит. часть пенсии 6%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе на периход. период 2005-2007 годы

На страх. часть пенсии 10%,

На накопит.часть пенсии 4%.

Физич. лица самост. вступившие в правоотношения с Пенсион. фондом уплачивают суммы страх. взносов фиксированным платежом, устанавл. на месяц, исходя из стоимости страх. года.

Право на обяз. пенсион. страхование застрахован. лиц реализуется в случае уплаты страх. взносов не менее стоимости страх. года, т.е. суммы денеж. ср-в, кот. должны поступить за застрахован. лицо в течение одного финанс. года. Если уплачен. за год сумма меньше стоимости страх. года, то в пенсион. фонд необходимо доплатить разницу, иначе взносы не будут учитываться и права не будут накапливаться. Напр., на 2006 года сумма страх. года была равна 1364 руб.

Страхов. случаем признаются ……

Страх. и накопит. части ….

ФЗ «Об индивид. (персонифициров.) учете в сис-ме обязат. персонифицирован. страхования устанавл-ет ….

На кажд. застрахован. лицо в Пенсион. фонде откр-ся индивид. (персонифициров.) счет, состоящий из:

Общей части, в кот. указ-ся:

ü страх. стаж, на кот. начислены страх. взносы,

ü сумма страх. взносов, уплачен-х и фактически поступивших,

ü сведения о расчет. капитале, включая его индексацию,

ü закрытие л/с.

Спец. части, в кот. указ-ся:

ü сведения о передаче взносов одной инвестиц. компании другой или о передаче их в негос. Пенсион. фонд;

ü сведения о получении инвестиц. дохода;

ü суммы произведен-х выплат;

ü суммы страх. взносов, уплачен. и поступивших за застрахован. лицо;

ü инвестиц. доход, профес. стаж и сумма произведен. выплат.

Индивид. счет хранится в Пенсион. фонде в течении всей жизни застрахован. лица, а после его смерти в течение срока хранения пенсион-х дел.

Застрахован. лицу выдается государственное пенсионное страховое свидетельство (ГПС), хранящ-ся у него и содержащее страховой номер индивид. л/с, дату регистрации и анкет. данные застрахован. лица. В случае изменения данных общ. части ГПС, они вносятся в индивид. л/с застрахован. лица и выдается новое ГПС с тем же номером.

С 01.01.2002 г. вступил в силу ФЗ «О труд. пенсиях в Российской Федерации», согасно кот. труд. пенсия состоит из 3-х частей:

Базовая, размер кот. устанав-ся правительством и выплач-ся всем вне зависимости от стажа и заработка. Размер базов. пенсии зависит от кол-ва иждивенцев (но не более 3-х) и от возраста застрахован. лица.

Страховая, зависит от стажа работы и з/пл.

Накопительная, зависит от стажа работы и з/пл. и выплачивается в пределах суммы отражен. в спец. части индивид. л/с.

Право на труд. пенсию наступает:

У мужчин в 60 лет

У женщин в 55 лет.

При наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Страх. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

СЧ = ПК/Т, где СЧ – страх. часть труд. пенсии

ПК – сумма расчет. пенсион. капитала застрахов. лица,

учтен. по состоянию на день, с кот. ему назнач-ся

страх. часть пенсии

Т – количество месяцев (19 лет = 228 месяцев)

Накопит. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

ПК = (РП – БЧ) * Т

РП = СК * ЗР/ЗП *СЗП

Для мужчин стаж больше или равно 25 лет,

Для женщин стаж больше или равно 20 лет.

ЗП – ср. месяч. з/пл в Российской Федерации за тот же период

СЗП – ср. месяч. з/пл за период с 01.07. по 30.09.01, утвержден. Правительством Российской Федерации.

СК – коэффициент стажа, состав. для застрахован. лиц 0,5 и повыш-ся на 0,01 за кажд. полн. год общ. труд. стажа сверх требуемой продолжительности.

В отличии от базовой и страховой части накопит. часть пенсии подлежит инвестированию согласно ФЗ «Об инвестировании ….» № 111 от 25.07.2002 г.

ВнешЭконом Банк инвестирует накопит. часть, если не отвечать на «письма счастья».

По конкурсу или в негос. пенсион. компании – по выбору чел-ка, то ср-ва застрахован. лица отдаются в доверит. управление управляющей компании.

Негос. пенсион. фонд – уход от гос. пенсион. обеспечения. Деньги передаются в собственность негос. пенсион. фонда пофамильно. (Пенсион. фонд выписывает пенсион. книжку, а пенсионер передает ее фонду.)

Управляющая компания – это центр, кот. дает распоряжения брокеру.

Специализ. депозитарий – все документы застрахован. лица хранит и о неправил-х действиях сигнализирует в Пенсион. фонд Российской Федерации.

Требования к инвестиц. портфелю управл. компании:

ü максимальная доля 1-го эмитента (кто занимается выпуском цен. бумаг) не должна превышать 5% за исключением гос. цен-х бумаг;

ü депозиты в предприятиях и организациях, вход. В одну банк. группу, или цен. бумаги не должны превышать 10%;

ü максим. доля эмитиров-х цен-х бумаг аффилирован. компаниями, управл. компаниями не должны превышать 5%;

ü максим. доли облигаций 1-го эмитента не д.б. больше 10% совокуп. объема, наход. в обращении;

ü максим. доля 1-го эмитента не д.б. больше 30% совокуп. объема, наход. в обращении цен-х бумаг (за исключением гос. цен-х бумаг);

ü максим. доля денеж. ср-в и депозитов в руб-х и валюте на счетах в банках не д.б. больше 20%;

ü максим. доля ср-в в цен-х бумагах иностр-х эмитентов не д.б. больше 20%.

Фонд социального страхования (ФСС) – 2-й по значимости фонд.

В ФСС входят:

ü федерал. отделения;

ü центр. (отраслев.) отделения;

ü филиалы (регионал. и отраслев. отделения);

Ср-ва ФСС образуются:

ü за счет выплат от работодателя;

ü за счет граждан, заним. индивид. труд. деят-тью;

ü за счет доходов от инвестирования свобод. части;

ü за счет добровол. взносов граждан и юрид. лиц;

ü за счет ассигнований федерал. бюджета, связ-х с предоставлением льгот.

Ср-ва ФСС направляются:

ü на выплату пособий по времен. нетрудоспособ-ти,

ü на выплату пособий по родам,

ü на выплату пособий при рождении или усыновлении,

ü на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,

ü на выплату соц. пособия на погребения,

ü на выплату пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет,

ü на оплату путевок д/раб-ов и их детей, на лечеб. диетич. питание,

ü на частич. содержание, находящ-ся на балансе страхователей, санаториев,

ü частичная оплата путевок в детс. загород. оздоровит. лагеря.

Согласно Инструкции о порядке расходования ср-в ФСС Российской Федерации, утвержденной Постановлением от 09.02.2001 г. № 11, страхователи осуществляют расходы по гос. соц. страхованию в счет начислен. ЕСН, подлежащ. зачислению в ФСС.

Ответ-ть за правил-ть начисления и расход-ть ср-в фонда несет администрация в лице руководителя и гл. бухгалтера при превышении суммы расхода по гос. соц. страхованию над суммой ничисленных ЕСН, подлежащ. зачислению. Страхователь обращ-ся за возмещением в отделение ФСС с представлением расчетов. Выделение страхователю ср-в производ-ся на основе предствлен. страхователем расчет. ведомости и иных документов, установлен-х ФСС. Если сумма расходов по гос. соц. страхованию меньше суммы начислен. ЕСН, то страхователь со своего банк. счета перечисляет в ФСС сумму начислен. ЕСН, уменьшенную на сумму, произведен-х им расходов по гос. соц. страхованию.

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

66. Государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Бюджет – единство основных финансовых категорий (налогов, государственных кредитов, государственных расходов) в их действии. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на текущий год, в котором отражены расходы и источники их финансового покрытия. Бюджет утверждается парламентом.

Основные функции бюджета:

· Перераспределение национального дохода и ВВП.

· Государственное регулирование и стимулирование экономики.

· Финансовое обеспечение социальной политики.

· Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

80% государственного бюджета составляют различные налоги, сборы. Большую долю общих средств в государстве, кроме бюджетных, составляют внебюджетные фонды, прежде всего, социального назначения.

Статьи государственного бюджета:

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочие.

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор)

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный , страхования от безработицы

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды расширяют возможность вмешательства государства в экономику, минуя бюджет и параллельный контроль.

Целевые фонды – существуют в виде налогов для налогоплательщиков. С 1991г. в РФ разрешено образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица.

Внебюджетные фонды решают 2 задачи :

· обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

· расширение социальных услуг населения .

Особенности:

1. Имеют строгую целевую направленность;

2. Используются для финансирования расходов, не включаемых в государственный бюджет;

3. Формируются за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4. Имеют налоговую природу, также как налоги, имеют базу формирования субъектов, систему льгот, систему санкций.

Эти фонды – форма перераспределения и использования государственных финансовых ресурсов для финансирования отдельных социальных групп. Всего фондов около 40, т.к. каждый субъект имеет право по своему усмотрению создавать фонды за счет свободных средств, системы штрафов, взносов.

Четыре фонда социального назначения:

1) Пенсионный Фонд РФ (с 1992г.) формируется за счет страховых взносов работодателя (28%) и работников (1%). Задачи фонда: а)целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; б)контроль с участием налоговых органов за своевременное поступление средств. ПФ использует полученные деньги не только для текущих выплат пенсионерам, но и для получения дополнительного дохода посредством инвестирования средств в ц енные бумаги (государственные облигации).

2) Социального страхование РФ (1994г.) – за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, от доходов, добровольных взносов физических и юридических лиц и ассигнований из республиканского бюджета. Ставка – 5,4% от начислений з /пл. (с 2001г – в едином социальном налоге – 4,0%).

3) Фонд занятости (1991г) – за счет обязательных взносов работодателей от общего ФЗП, доходов от кредитных вложений; добровольных взносов. С 96г – 1,5%, с 2001г. нет в социальном налоге.

4) Медицинского страхования (1991г) – за счет обязательного отчисления предпринимателей; инвестиции временно свободных средств этого фонда. Ставка – 3,6% от начисления фонда з /пл.

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории, формируемых целевым образом для решения отдельных проблем, как правило, социальной направленности.

Возникновение внебюджетных фондов в Российской Федерации связано с появлением реальной потребности в значительных объемах денежных средств и целесообразности их концентрации на государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий.

С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплату пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.), влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий, финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д., т.е. внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.

Появление внебюджетных фондов и их использование в целях перераспределения публичных финансов одновременно с государственными и местными бюджетами объясняется тем, что при сложном состоянии экономики появляется возможность необоснованного перераспределения имеющихся публичных финансов. Если бы все публичные финансы находились только в бюджетах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то в зависимости от текущей ситуации их перераспределение могло бы привести к дефициту в финансировании наиболее важных социальных направлений. Таких направлений сегодня в России выделено три: пенсии, оказание гарантированной медицинской помощи, компенсации в случае временной потери трудоспособности (а значит, и основного средства существования).

Таким образом, государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств РФ, а именно, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда формируется для исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта РФ. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Выделение этих фондов в качестве самостоятельной бюджетной формы и, следовательно, отсутствие привязки к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ позволяет сформировать целевой характер доходов в эти фонды (напомним, что все доходы бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, за малым исключением, идут в «общий котел», т.е. нецелевым образом) и тем самым гарантировать финансирование указанных важнейших социальных направлений, поскольку соответствующие взносы в эти фонды (подробнее о них речь пойдет ниже) должны быть использованы только на эти направления.