Что должно быть в логопедическом кабинете. Оборудование и оформление кабинета логопеда

1.

2.

логопедического кабинета

3. Оснащение кабинета

4. Документация логопеда

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. Компьютерные презентации

14.

15. Методические пособия

16. Коррекция произношения

17.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт

логопедического кабинета

  1. Описание кабинета, расписание занятости кабинета, сведенья о специалисте
  2. Помещение кабинета по зонам, Основные направления работы,

Логопедического кабинета

  1. Оснащение кабинета
  2. Документация логопеда
  3. Материалы для логопедического обследования
  4. Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
  5. Пособия для развития мелкой моторики
  6. Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
  7. Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи
  8. Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте
  9. Материалы для развития высших психических функций
  10. Компьютерные логопедические программы
  11. Компьютерные презентации
  12. Учебники и справочники по логопедии
  13. Методические пособия
  14. Коррекция произношения
  15. Перспективный план развития логопедического кабинета

Краткое описание

Общая площадь – 18 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 4 рабочих места для занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшей и подготовительной групп.

Расписание занятости кабинета

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

8 00 -12 00

14 00 -18 00

8 00 -12 00

14 00 -18 00

8 00 -12 00

17 30 -18 00

Консультации для родителей

15 40 -17 00

Работа логопедического кружка

17 30 -18 00

Консультации для родителей

Сведенья о специалисте

Фамилия Имя Отчество: Никитина Людмила Владимировна

Образование: (высшее) Шадринский Государственный Педагогический институт , год окончания 2011.

Специальность: учитель-логопед

Стаж работы: 3 года (категории нет)

Дополнительное образование: Курсы повышения квалификации «Коррекционно - педагогическая деятельность логопеда в условиях реализации ФГОС» 72 часа.

Помещение кабинета условно поделено на зоны:

  1. Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
  2. Развития речевого дыхания.
  3. Мелкой моторики.
  4. Общей моторики.
  5. Автоматизации звуков речи.
  6. Дифференциации звуков речи.
  7. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи.
  8. Коррекция психических процессов.
  9. Наглядных пособий.
  10. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
  11. Методическое обеспечение учебного процесса.

Основные направления работы,

проводимой в логопедическом кабинете

  • логопедическое обследование;
  • составление индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения и планов работы;
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • консультирование педагогов и родителей;
  • ведение документации.

Оснащение кабинета

№ п/п

Наименование

Количество

Рабочий стол

Компьютерный стол

Компьютер (ноутбук)

Кресло офисное рабочее

Стулья детские

Шкаф книжный

Логопедический стол с зеркалом и лампой

Журнальный стол

Зеркало индивидуальное

Доска

Часы настенные

Принтер

Мягкое детское кресло (Кот)

Пуфики

Стол «Ромашка» для групповых занятий

Стол дидактический игровой

Стол световой песочный

Документация логопеда

№ п/п

Наименование

Нормативно-правовая база. Законы РФ. Конвенция о правах ребёнка

Положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ДОУ. Функциональные обязанности учителя-логопеда ДОУ.

Образцы ведения документации учителем-логопедом ДОУ.

Паспорт логопедического кабинета.

План доукомплектования кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

Журнал учёта детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Речевые карты.

Список детей, записанных на коррекционно-логопедические занятия.

Годовой план логопеда.

План работы логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ.

План работы логопеда с родителями.

Перспективные планы индивидуальной и групповой логопедической работы.

Программы логопедического сопровождения на детей с ОВЗ.

Расписание работы учителя-логопеда.

План по самообразованию и повышению профессионального мастерства.

План внеклассной работы.

Отчёт работы логопеда за прошедший учебный год. Аналитическая справка к отчёту.

Папка с материалами для логопедических уголков.

Папка «Коррекционная педагогика».

Материалы для логопедического обследования

№ п/п

Наименование

Диагностика мелкой моторики детей.

Схема обследования детей с дизартрией по методике психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой.

Мониторинг коррекционно-логопедической работы.

Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования по О.Б. Иншаковой:

  • «Обследование произношения».
  • «Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений».
  • «Обследование слоговой структуры слова».
  • «Обследование словаря».
  • «Обследование грамматического строя речи».
  • «Самостоятельная речь».

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова

№ п/п

Наименование

Папки с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:

  • «Весёлая гимнастика».
  • «Тру-ля-ля».
  • «Тра-ла-ля» для язычка».
  • «Утро с котиком Музиком».

Подборка картинок для артикуляционной гимнастики.

Папка «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв).

Папка с практическими материалами для проведения артикуляционной гимнастики.

Папка «Исправляем произношение».

Папка с физминутками.

Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий

по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам.

Папка с профилями артикуляции и символами свистящих, шипящих, сонорных звуков [р], [л].

Папки с картинками для артикуляции и постановки звуков:

  • [л];
  • [р];
  • свистящих звуков.

Папка с картинками артикуляционных упражнений и их символов.

Папка «Артикуляция звуков в графическом изображении».

Папка «Звукоподражание».

Папка с картинками для развития и коррекции мимики и эмоций.

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, легкие перышки, пузырьки и др.

Настольные игры для автоматизации звуков.

Папка с практическими материалами: «Гласные звуки».

Подборки картинок на гласные звуки.

Папки с практическими материалами на автоматизацию звуков:

  • [л], [л"]; [р], [р"];
  • [с], [с"]; [з], [з"]; [ц];
  • [ш], [ж], [ч], [щ];
  • [п], [п"]; [б], [б"]; [т], [т"]; [д], [д"]; [к], [к"]; [г], [г"]; [х], [х"]; [в], [в"]; [ф], [ф"].

Папки с картинками на автоматизацию звуков:

  • [л];
  • [j];
  • [р];
  • свистящих;
  • [ш], [ж];
  • шипящих.

Альбом «Картинки для автоматизации звуков».

Рабочие тетради по автоматизации звуков:

  • [с], [с"]; [з], [з"], [ц];
  • [ш], [ж"]; [щ], [ч"];
  • [л], [л"]; [р], [р"];

Подборки игр на автоматизацию звуков:

  • [к], [г], [х], [j];
  • [р], [р"], [л], [л"];
  • свистящих звуков;
  • шипящих звуков.

Игры для коррекции слоговой структуры слова:

  • «Буковка - прищепочка».
  • «Веселые прищепки».
  • «Звукарики - Смешарики»

Кубик, бусы для коррекции слоговой структуры слова.

Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова.

Шпатели и постановочные зонды.

Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.

Настенное пособие «Домики звуков».

Настенное пособие «Алфавит».

Пособия для развития мелкой моторики

№ п/п

Наименование

Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.

Пособия для шнурования: «Петрушка», «Шнуровальный планшет».

Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.

Пластилин.

Цветные карандаши и краски.

Трафареты.

Картинки для раскрашивания и штрихования.

Стол цветным песком.

Материалы для самомассажа пальцев рук.

Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук.

Тренажёры для развития силы пальцев и кистей рук.

Мозаики, пазлы.

Счёты.

Матрёшки.

Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)

№ п/п

Наименование

Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки.

Наглядный материал для различения речевых звуков по высоте.

Наглядный материал для различения ритмических последовательностей.

Альбом с картинками – словами паронимами.

Настольные игры на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик».

Альбомы с картинками на дифференциацию звуков.

Папки с практическим материалом для дифференциации звуков:

  • [ы] – [и];
  • [з] – [с];
  • [с] – [ц];
  • [ш] – [ж];
  • [ч] – [ш];
  • [ш] – [щ];
  • [ч] – [щ];
  • [с] – [ш];
  • [з] – [ж];
  • [щ] – [с"];
  • [ч] – [ц];
  • [с] – [ч];
  • [л] – [л"];
  • [л] – [j];
  • [л] – [у], [в];
  • [р] – [л];
  • звонких и глухих согласных.

Подборки игр на дифференциацию звуков:

  • свистящих и шипящих;
  • [р] – [л];
  • разных звуков.

Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи

№ п/п

Наименование

Карточки с предметными картинками на разные лексические темы.

Картотека загадок по лексическим темам:

  • Зима.
  • Новый год.
  • Город.
  • Транспорт.
  • Весна.
  • Профессии.
  • Цветы.
  • Рыбы.
  • Дом.
  • Мебель.
  • Детский сад, школа.
  • Животные Севера и жарких стран.
  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Осень.
  • Деревья.
  • Ягоды.
  • Одежда.
  • Обувь.
  • Посуда.
  • Продукты питания.
  • Дикие и домашние животные.
  • Зимующие, перелётные и домашние птицы.
  • Насекомые.
  • Грибы.
  • Игрушки.

Собака «Дружок».

Игрушки.

Папки разные:

  • «Предлоги».
  • «Логопедические игры».
  • «Числительные».
  • «Слова-действия».
  • «Антонимы. Единственное и множественное число».
  • «Словосочетание».
  • «Предложение».
  • «Текст».

Папки на лексические темы:

  • «Игрушки. Дети».
  • «Транспорт».
  • «Растения. Грибы. Цветы».
  • Профессии».
  • «Овощи».
  • «Фрукты».
  • «Времена года. Весна. Лето».
  • «Времена года. Осень. Зима».
  • «Части тела».
  • «Инструменты».
  • «Одежда. Обувь».
  • «Мебель. Бытовые приборы. Дом».
  • «Посуда. Продукты».
  • «Насекомые».
  • «Птицы».
  • «Дикие животные».
  • «Домашние животные».
  • «Цвет».

Лото:

  • «Ботаническое».
  • «Зоопарк».

Игра «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме «Времена года».

Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте

№ п/п

Наименование

Кассы букв.

Фишки – символы звуков.

Звуковая линейка.

Схемы предложений.

Палочки и шнурки для выкладывания букв.

Стол с песком, для написания букв, и цифр.

Разрезные карточки «Собери букву».

Папка «Буквы».

Карточки со слогами.

Настенное пособие «Алфавит».

Пособие «Гласные и согласные звуки и буквы».

Наборное полотно для составления слов из букв.

Кубики с буквами.

Картинки с текстами для чтения.

Таблицы со слогами для составления слов.

Материалы для развития высших психических функций

№ п/п

Наименование

Пазлы и разрезные картинки.

Мозаика.

Игры:

  • «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  • «Загони шарик».
  • «Фотоохота».
  • «Подбери окошко по форме».

Методические пособия:

  • Волкова С.В. Тимошенко Е.Г. и д.р. Комплект из 3-х тетрадей. С логопедом каждый день. Упражнения и задания интенсивного восстановительно-коррекционного курса развития речи у детей.
  • Научно-методический журнал Логопед.
  • С. Васильева, Н. Соколова Логопедические игры для дошкольников. + приложение.
  • О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, И.В.Яблоновская. Путешествие по стране правильной речи
  • Т.А.Ткаченко Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет.
  • Л.Г. Парамонова Упражнения для развития письма.
  • Е.В. Рындина Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР.
  • О.А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
  • Ирина Скворцова Логопедические игры.

№ п/п

Наименование презентации

Буквы.

Буквы в «живых» картинках.

Тру-ля-ля гимнастика.

Консультация для воспитателей игры на звуки Р Л.

Презентация для родителей автоматизация и дифференциация звуков.

Значение дидактических игр в процессе автоматизации.

Логопедическое пособие Буковка-Прищепочка.

Пособие Звукарики-Смешарики.

Презентация по цветотерапии.

Учебники и справочники по логопедии

Методические пособия

Документация, планирование, организация работы

Вакуленко Л.С. «Организация работы дошкольного логопедического пункта».

Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций.

Коррекция произношения

Жидкова Л.И.,Г.А. Капицына, Н.В. Емельянова.Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ.

Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. Учимся правильно произносить звуки

Инна Светлова Домашний логопед.

Н.С. Жукова Уроки логопеда.

Комарова Л.А. Автоматизация звуков (Р,РЬ,Ш,Ж,З,ЗЬ,Ц,Ч,Щ)

Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре.

Л.Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Соломенко Логопедия для дошкольников. Занимательные упражнения по развитию речи: альбом №1 звуки С,З,Ц; альбом №2 звуки Ш,Ж,Ч,Щ; альбом №3 звуки Р,Л; альбом №4 звуки П,Б,Т,Д,К,Г,Х,В,Ф.

Мария Мезенцева Логопедия в картинках.

Гердышева Т.Ю. Бартковский А.И. Книга мечта.

О.Ф. Богатая «Читалочка» методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушением речи.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. I, III период.

Н.А. Кнушевицкая, Стихи, загадки, игры по лексическим темам.

Перспективный план развития логопедического кабинета

Мероприятия

Сроки

  1. Косметический ремонт, обновление мебели, оформление кабинета.

2. Создание консультативного пункта для педагогов и родителей.

Август

Сентябрь-октябрь

3. Приобретение и изучение новинок методической литературы по проблеме развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.

Октябрь-ноябрь,

В течение учебного периода

4. Курсовая переподготовка (повышение квалификации).

В течении учебного периода

5. Самообразование по теме «Интерактивные логопедические игры».

В течение учебного года

6.Развитие материально-технической базы:
Приобретение и самостоятельное изготовление дидактических игр и пособий по всем направлениям коррекционно-образовательной работы с детьми.

В течение периода

7. Изготовление игр и пособий для развития неречевых психических функций и мелкой моторики.

Декабрь, и в течении учебного периода

8. Внедрение в работу новых ТСО логопедических игр серии дошкольное образование /речевое развитие/

Второе полугодие учебного периода

9. Обновление картотек и подбор стихов, рассказов для работы с детьми с использованием метода наглядного моделирования.

Январь, и в течение учебного года

10. Разработка новых схем, моделей для составления описательных рассказов, заучивания стихов и пересказа литературных произведений с использованием метода наглядного моделирования, обновление материалов.

Февраль и в течение учебного года

11. Обобщение опыта работы по теме «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми 5-6 лет на занятиях по развитию речи».

Март

12. Распространение опыта работы по теме «Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми 5-6 лет на занятиях по развитию речи» в дошкольном учреждении, районе.

Апрель и в течение учебного периода

13. Разработка конспектов занятий по развитию речи для детей старшего возраста, пополнение картотек.

В течение учебного года

14. Разработка конспектов занятий по обучению элементам грамоты, пополнение картотек.

В течение учебного года

Апрель-май и в течении учебного года

16.Оформление логопедических уголков стендовой информации для родителей и педагогов.

Каждый квартал учебного года


Свободина Н.Г. ,
учитель-логопед, практический психолог ГБОУ СОШ № 913, член Оргкомитета Российской ассоциации дислексии, Москва

В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, Интернете можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Красиво, всего много, глаза разбегаются.

Смотрю на свой кабинет — ощущения те же самые. Вспоминаю 1980 год, когда я начала работать в Волгоградском районе (сегодняшние Кузьминки) в детском саду логопедом. В магазинах не было того изобилия, которое мы видим сегодня. Хватали все, что появлялось на книжных прилавках. Ездили за специальной литературой в Минск и Киев, где с этим было чуть лучше. Хвалились друг перед другом книгами, дидактическим материалом, который удалось достать. Было какое-то негласное соревнование — у кого больше, лучше, интереснее. Но была среди нас одна немолодая, как мне тогда казалось, женщина, которая работала логопедом в детском саду уже больше 10 лет. Мы знали, что очень многие родители просили их ребенка с логопедическими проблемами направить именно к ней. И вот она, глядя на наши метания в поисках литературы, как-то раз на методическом объединении сказала: «Девочки, вот у меня есть только одна коробка. В ней все самое необходимое для работы логопеда: зеркало, минимум картинок, подручные средства, книга с речевым материалом. Остальное я нахожу вокруг нас. А результат — сами знаете, какой». Я еще долго не могла утолить жажду приобрести что-то новое для своего кабинета. Но ее слова помню до сих пор. И в своем, как говорят, идеальном кабинете, я вижу книги, которые купила много лет назад, просмотрела, но так больше и не открыла ни разу. Нахожу игры, которые успела только разрезать, но ни разу не использовала. Есть иллюстрации, в том числе и для фронтальных занятий, которые ни разу не пригодились.

  • Вывод первый: самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.

Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Меняются вещи вокруг. Картинка, на которой нарисован чайник 70-х гг. XX в., вызывает недоумение у ребенка. В 90-е гг. XX в. на тестовых рисунках с недорисованными предметами из известной методики, которую используют сегодня психологи и нейропсихологи, — носик от заварочного чайника. Многие дети называли его куриным окорочком. Весы для взвешивания продуктов из тех же времен сегодня дети не узнают. И это нормально. Сколько у нас таких картинок, которые сегодня неактуальны. Кто-то не может с ними расстаться, кому-то они достались от старших коллег. А сколько места они занимают…

  • Вывод второй: весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени. Раритетные пособия — для музейной полки, чтобы иногда понастальгировать, рассказывая молодым коллегам о том, как нам было не просто работать.

Сегодня, в какую группу детского сада не зайди, везде можно увидеть игрушки, о которых мы в детстве даже не мечтали, потому что не знали, что такие есть. Хотите в больницу поиграть — пожалуйста, к вашим услугам готовые наборы, где даже кресло-каталка есть да мини-рентгеновский аппарат. В магазин — и прилавки, и товар, и касса, и деньги. В «дочки-матери» — кукольный многоэтажный дом с мебелью, посудой, с членами семьи из трех поколений и даже разного цвета кожи. И так — на все темы. Но вот наблюдение из жизни…

Два года я собирала кукольный дом со всеми атрибутами. Внучке было пять, потом шесть лет. Когда она приезжала в гости, я давала ей поиграть. Но почему-то моего энтузиазма по поводу этого игрушечного чуда девочка не разделяла. Она вытаскивала из дома всю начинку, набивала его игрушечными животными и что-то с ними изображала. Однажды я ей рассказала, как мы в детстве делали кукольные дома: брали большую коробку из-под сапог, вырезали окна, двери, находили красивые цветные бумажки и клеили обои. Из бумаги и маленьких коробочек делали мебель. Из пластилина лепили посуду, продукты и т.д. Глаза у ребенка загорелись: «Бабушка, а давай и мы сделаем такой дом». С тоской посмотрев на красивый трехэтажный кукольный особняк, я взялась за дело. Целую неделю мы искали материал, мастерили разные предметы для нашего дома. А потом она играла с этим самодельным домом с гораздо большим желанием, чем с моим покупным чудом.

  • Вывод третий: одна из предпосылок к формированию письма и чтения у детей — развитие абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.

Не надо постоянно давать детям игрушки, где нет места фантазии. Время от времени давайте коробку с «разными штучками», из которых он выберет необходимое и для больницы, и для магазина, и для других игр. Такую коробку я держу и в логопедическом кабинете, потому что развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.

За много лет работы у меня ни разу не было случая, чтобы ребенок, благодаря моим манипуляциям с логопедическими зондами, получил какие-либо заболевания, типа стоматита и т.п. Когда-то, в советские времена, нам выписывали медицинский спирт для обработки инструментов. Очень многие, по старой памяти, продолжают обрабатывать инструменты, приобретая дезинфицирующие средства в аптеках. Но это еще не вошло в широкую практику. А напрасно. В продаже появилось много различных наборов логопедических зондов, как для постановки звуков, так и для логопедического массажа. Значит, есть спрос.

Сегодня многие логопеды идут на курсы логопедического массажа. Иногда можно слышать возражения: мол, не имеют права логопеды делать какой-либо массаж. Те, кто окончил «курсы логопедов», или обучался в институте по ускоренной или упрощенной системе, конечно, не имеют. Они себя даже дефектологами не могут назвать. Но те, кто учился по-настоящему, получил высококачественное образование, не только могут, но и обязаны делать логопедический массаж. Дети с дизартрией, которых становится все больше, с ДЦП не могут обойтись без этого вида коррекционного воздействия. И здесь вопрос к высшей школе — к качеству специального образования.

Итак, обработка инструментария…

В интернете много чего написано, но нет единого подхода. СанПин об этом молчит. Детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится больше. Инструменты для логопеда все более разнообразные. Нет ни правил обработки, ни регламента.

  • Вывод четвертый: необходимо разработать адекватные реальности правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент манипуляций (как часто, как долго), привести перечень сертифицированных приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.

Любой педагог в любое время дня и ночи может прочитать целую лекцию о пользе, необходимости, обязательности развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с задержкой речевого развития — особенно. Но что мы видим в реальности?

В большинстве своем логопедические кабинеты, даже если это отдельная комната, а не стол и шкаф в спальном помещении детского сада или классный угол в школе, очень маленькие. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Где играть? В идеале — только когда сидим перед зеркалом, или когда пишем, рисуем. Остальную деятельность осуществляем или в движении, или переносим в другое место. Но как это сделать, если нет места? И другого кабинета для занятий вам не дадут. У многих и такого нет.

Если я прихожу к логопеду, или как коллега, или в составе комиссии, и вижу маленькое помещение, где невозможно развернуться, задаю вопрос: «А где вы играете в игры из серии “Речь и движение”?» Самый распространенный ответ: «Дети встают за спинкой своего стула и делают упражнения, сопровождаемые речью». Это не двигательные упражнения.

  • Вывод пятый: логопеды не могут перестроить здание, не могут за свой счет расширить помещение, но они должны быть готовы к вопросу: «Где вы играете?». А значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.

Я убеждена, что сегодня ни один логопед в одиночку не справится с теми нарушениями речи, которые демонстрируют дошкольники и школьники. Появилось много технологий и методик в образовательной кинезиологии, психофизиологии, психологии, нейропсихологии. Без помощи медиков мы часто просто бессильны.

У любого логопеда есть два выхода:

— собрать команду; знать, к какому специалисту можно отправить ребенка за помощью, быть уверенным в компетентности этого специалиста, поддерживать с ним связь. Это может происходить по типу мини-консилиумов, по телефону, по скайпу, лично — как угодно;

— продолжить свое образование. Любому специалисту вполне по силам получить второе высшее образование по курсу психологии. Не годичные курсы, а полноценное обучение. Знание возрастных особенностей детей, проблемы детско-родительских отношений помогут правильно выстроить свою работу, как с детьми, так и с родителями. А медиков, в которых можно быть уверенным, надо искать.

  • Вывод шестой: для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии, уметь использовать знания смежных наук. Подписка на профильный журнал обязательна. Повышение квалификации раз в три года не должно быть простой данью инструкциям. Полученные знания необходимо использовать в работе.

На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Есть чему поучиться. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится.

На первом курсе дефектологического факультета МГПУ имени Ленина преподаватели специальной психологии учили нас, что для детей с проблемами развития (ОВЗ, как сегодня принято о них говорить) необходимо создавать специальную обстановку, атмосферу на занятии. Ничего не должно его отвлекать, особенно на первых этапах работы. И только гораздо позже, достигнув определенных результатов, можно начинать использовать прием «зашумливания» во время занятия.

  • Вывод седьмой: в логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Все остальное необходимо убрать. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Я не говорю о том, что кабинет логопеда — пустая убогая комната. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка.

Итак, вот несколько выводов, которые я сделала, исходя из своего опыта. Думаю, что будут еще, а для школьного кабинета — другие. Во всяком случае, об этих сторонах организации логопедической работы я не читала в книгах и учебниках.

Повторим еще раз.

  • Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.
  • Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени и реалиям.
  • Не надо постоянно давать детям игры и игрушки, где нет места для фантазии. Развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.
  • Необходимо разработать адекватные реальные правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент этих манипуляций (как часто, как долго), привести перечень приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.
  • Логопед должен в своих планах предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести логопедическое полноценное занятие с использованием двигательных упражнений.
  • Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, уметь использовать знания смежных наук. Обязательна подписка на периодические издания. Повышение квалификации раз в три года не должно являться простой данью инструкциям. Полученные знания должны выводить работу специалиста на новый этап. И это должно найти свое отражение в работе: планы, печатные работы, презентации, выступления и т.д.
  • В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения.

А теперь о том, каким должен быть логопедический кабинет.

В связи с введением ФГОС, где немало внимания уделено коррекционному образованию, назрела необходимость в пересмотре некоторых позиций по части организации пространства для логопедической работы.

Несмотря на то, что в нормативно-правовой документации, Программах отмечена актуальность проблемы работы с детьми с ОВЗ, четкости в требованиях нет. Отсутствуют методические рекомендации не только для специалистов, но и для других участников коррекционного процесса: воспитателей, учителей, руководителей образовательных организаци, что создает ложное ощущение у последних необязательности такой штатной единицы, как логопед (психолог).

Исходя из требований ФГОС к общему образованию как дошкольному, так и школьному, попробуем перенести их в коррекционную область.

Разница в оборудовании и оснащении дошкольного и школьного логопедического кабинета состоит только в размерах мебели для детей и возрастной градации дидактических пособий. Поэтому мы будем говорить об усредненном кабинете, делая, по мере надобности, указания на возраст детей.

Одно из основных требований ФГОС для ДОО — создание специальной предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в ДОО рассматривается как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности. Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Все эти положения, облеченные в «книжные» формулировки находили свое отражение и в старых редакциях инструкций, справочников и учебников — в части организации коррекционной работы. Но выражались другими словами. Так что принципиально нового в этой части ФГОС для нас, на мой взгляд, почти ничего нет.

Однако взять и просто перенести «старое» на новую почву мы не можем, потому что изменилось время, изменились дети, изменились и их проблемы.

Назначение логопедического кабинета — создание максимально благоприятной обстановки и условий для коррекции речевых проблем дошкольника и проблем с устной и письменной речью школьника.

Исходя из сегодняшней реальности, учитывая не просто рост числа детей, нуждающихся в коррекционной помощи, но и трансформацию нарушений в сторону усложнения дефекта, наличием сопутствующих проблем различной этиологии, функции и спектр услуг логопеда как дефектолога (а логопеды с базовым образованием изначально являются дефектологами) расширяются и усложняются.

Необходимо учитывать, а возможно, и пересмотреть основные требования к оборудованию, содержанию и функционированию логопедического кабинета, как в дошкольном учреждении, так и в школе.
Посмотрим, что из старого арсенала необходимо сохранить.

В первую очередь — наличие самого кабинета, т.е. помещения для занятий. Это самое «слабое звено» у логопеда. Вариантов решения предоставления места для работы логопеда множество: от уголка в спальной комнате до 2—3 комнат общей площадью 20—40 м2. Последний вариант, кстати, рекомендуется и во многих справочниках. Но до сих пор остается лишь мечтой для многих специалистов.

Решить сегодня проблему предоставления всем логопедам одинаковых помещений не предоставляется возможным. Это из области фантазий. Необходимо только отметить, что минимум — 10 м2, который заложен в СанПин для школ, и просто обозначение необходимости наличия кабинета для логопеда в СанПин для ДОО (без указания метража) явно недостаточны.

Нужно помнить, что логопедическая работа не сводится к «сидению» с ребенком перед зеркалом и постановке звуков, а включает в себя и работу с группами от 3 до 6—8 человек, и проведение фронтальных занятий, и организацию не только подвижных игр, но и динамичных двигательных гимнастик с речевым сопровождением. На сегодняшний день СанПин для ДОО предлагает только один способ расширения пространства, указанный в параграфе 1, пункт 6.14: «В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, преду-смотренных проектом, в качестве групповых или кабинетов для дополнительного образования».

Этого недостаточно.

Выход один — расширение пространства за счет использования других помещений, применение моментов «прохождения» (когда дети идут на занятие с логопедом, иногда через длинный коридор здания) и т.д. Однако начинающим специалистам и тем, у кого еще мало опыта, нужны не только «советы», но и четкие рекомендации: где, когда и как это можно сделать.

Логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Весь материал, который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами.

В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.

У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется! А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста. В кабинете должно быть чисто, комфортно, уютно.

Документация:

  • логопедические карты на каждого ребенка (с результатами промежуточной диагностики);
  • годовой план работы;
  • расписание занятий;
  • циклограмма рабочего времени;
  • календарно-тематическое планирование;
  • конспекты фронтальных занятий;
  • планы индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • тетрадь для индивидуальной работы на каждого ребенка;
  • тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • отчет о результатах работы;
  • паспорт логопедического кабинета;
  • портфолио специалиста;
  • нормативно-правовые документы (Закон об образовании РФ, СанПин, подборка приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ и Департамента образования г. Москвы, касающиеся коррекционного образования).

Это основные положения, касающиеся логопедических кабинетов.

Безусловно, каждый специалист, а среди логопедов подавляющее большинство людей творческих, с художественной, дизайнерской «жилкой», найдет свою изюминку, свое то, что сделает его кабинет желанным для детей, родителей, интересным для коллег.

Для логопедических занятий выделяют отдельный кабинет. Но не все знают, как нужно правильно его оформлять, какая документация является обязательной. В первую очередь помещение, предоставленное для логопедического кабинета, важно привести в соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям. Еще одним из обязательных атрибутов является табличка на двери, содержащая информацию об имени специалиста, часах приема. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, но без лишних предметов интерьера, чтобы не отвлекать внимание детей на занятиях.

Структура

Зонирование учебного помещения позволит повысить эффективность коррекционных занятий. Оптимальной считается такая планировка:

  • Зона для индивидуальных занятий. Там логопед обучает каждого ребенка индивидуально. Из обязательного оборудования - это стол, стулья, настенное зеркало, используемое с целью отработки правильного звукопроизношения.
  • Зона для проведения групповых занятий. Она должна быть больше, просторнее. Важно наличие нескольких парт, стульев, классной доски и индивидуальных зеркал.
  • Зона хранения учебно-методического и учебно-дидактического материала. Угол для размещения шкафов, столов, стеллажей с различными пособиями, иллюстрациями для занятий, дидактическими игровыми схемами и др.
  • Рабочее место учителя-логопеда оно оформляется так, чтобы педагогу было комфортно работать. Поэтому необходим письменный стол, стул, компьютер (ноутбук), принтер.

Паспорт логопедического кабинета

Когда проверяют работу специалиста, обращают внимание не только на качество проведения занятий, но и на то, как оформлено рабочее место. Также одним из критериев оценивания является умение вести документацию. Одной из обязательных бумаг является паспорт логопедического кабинета по ФГОС. Что в нем должно быть отмечено?

  • Правила пользования кабинетом.
  • Оборудование.
  • Документация.
  • Учебно-методические пособия.
  • Предметно-развивающая среда.

Правила пользования

  • Влажную уборку помещения следует проводить каждый день.
  • Кабинет регулярно нужно проветривать.
  • Перед каждым использованием, а также после занятий логопедические зонды и шпатели обрабатываются медицинским спиртом.
  • В конце рабочего дня нужно проверять, закрыты ли окна, отключены ли электрические приборы.

Оборудование

Чтобы процесс обучения приносил положительный результат, у специалиста должно быть все необходимое для работы. Поэтому существует список основного оборудования логопедического кабинета:

  1. Парты и стулья - их должно хватать на всех детей, которые записаны на занятия. Мебель должна подбираться исходя из роста обучающихся.
  2. Подставки для карандашей, ручек - это поможет приучить детей поддерживать в чистоте рабочее место.
  3. Магнитная доска располагается на уровне роста учеников.
  4. Шкафы для пособий в достаточном количестве, чтобы книги и материал не лежали на видных местах.
  5. Настенное зеркало для индивидуальной работы - оптимальной шириной считается 50 см, а длиной - 100. Лучше всего разместить его возле окна. Но если такой возможности нет, следует поместить зеркало на любую другую стену, но с дополнительным освещением.
  6. Индивидуальные зеркала, размер которых составляет 9 х 12 см, в количестве, соответствующем численности детей. Используются в ходе групповых занятий.
  7. Стол возле настенного зеркала, стулья для логопеда и ребенка, чтобы проводить индивидуальные уроки. Кроме дополнительного, используется местное освещение.
  8. Набор логопедических зондов.
  9. Этиловый спирт, вата, бинт для обработки инструментов.
  10. Фланелеграф, набор фигурок и картинок.
  11. Мольберт.
  12. Разрезная азбука.
  13. Наглядный материал для обследования речевого развития детей, разложенный по конвертам и хранящийся в специальном ящике.
  14. Иллюстрации речевого развития, систематизированные по лексическим темам.
  15. Учебные пособия, состоящие из: карточек-символов, карточек с индивидуальными занятиями, альбомов по коррекции звукопроизношения.
  16. Речевые игры, различные лото.
  17. Учебно-методическая литература.
  18. Полотенце, мыло, влажные салфетки.

Задачи, решаемые в логопедическом кабинете

Все вышеперечисленное оснащение необходимо, чтобы создать оптимальные условия на занятиях и помогать реализовывать следующие задачи:

  • комплексное обследование детей на предмет психомоторного, речевого развития;
  • составление индивидуальных коррекционных программ и перспективного плана развития для каждого ученика;
  • проведение консультаций, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

Стандартизация образовательного процесса в виде норм ФГОС позволяет добиться неплохих результатов. В них перечислены необходимые требования для оформления логопедического кабинета.

Документация

Администрация учебного заведения периодически осуществляет проверочный анализ работы специалиста. Особого внимания заслуживает документооборот логопеда. В документах отражены основы коррекционных программ, рабочие планы, отчеты. Это позволяет увидеть динамику в обучении, ознакомиться с составом детей, посещающих логопедические занятия. В номенклатуру обязательных документов для логопеда входят:

  1. Перспективный план работы с детьми на учебный год.
  2. Календарное планирование учебных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребенка с дополнительными документами: направление на ПМПК, справка от педиатра поликлиники, справки от других специалистов (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр), характеристика от воспитателя ясельной группы (если ребенок ее посещал).
  4. Тетрадь для индивидуальной работы с детьми.
  5. Расписание логопедических занятий.
  6. План по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию педагога на учебный год.
  8. Инструкции по технике безопасности и охране труда.
  9. Журналы учета посещаемости, проводимых консультаций, первичной диагностики, заключений ПМПК, учета движений детей в логопедической группе.
  10. Анкеты для родителей.

Что необходимо для обследования речевого развития

Каждый логопед знает, как определить ребенка. Для этого у специалиста должно быть все необходимое оборудование. Чтобы рассмотреть все стороны развития речи, понадобится:

  • Материал для обследования интеллекта, чтобы правильно построить коррекционную работу, нужно определить интеллектуальный уровень ребенка. Это поможет правильно составить план работы на учебный год.
  • Материалы для обследования всех сторон речевого развития. К данным компонентам относятся: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Предметно-развивающая среда

Что же подразумевается в логопедическом кабинете в ДОУ под данным понятием? Это создание необходимых условий для речевого развития. Поэтому в кабинете логопеда имеются все необходимые дидактические игры, наглядные материалы для:

  • развития высших психических функций;
  • совершенствования моторной сферы;
  • оттачивания звукопроизношения;
  • формирования фонематического слуха и звукового анализа;
  • подготовки к школе; формирования словарного запаса (импрессивного и экспрессивного): предметные картинки на различные лексические темы, задания на словообразования, картинки на подбор антонимов и синонимов, сюжетные картинки;
  • формирование связной речи, ее грамматической стороны.

Школьный кабинет логопеда

Требования к рабочему месту специалиста такие же, как для дошкольных учреждений. Логопедический кабинет в школе обустраивается в соответствии требованиям по технике безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. Также у учителя-логопеда должна быть аналогичная документация, материалы для обследования речевого развития и предметно-развивающей среды.

Оснащение

Оборудование рабочего места логопеда немного отличается от дошкольного. Это обусловлено тем, что специфика работы немного другая: ведь перед детьми школьного возраста ставятся уже другие образовательные задачи:

  1. Парты, стулья по количеству учеников.
  2. Классная доска - располагается на уровне роста учеников первого класса. Желательно, чтобы имелась разлиновка на части доски.
  3. Шкафы для учебно-методической литературы и дидактических пособий, наглядного материала.
  4. Настенное и индивидуальные зеркала. Требования к размеру и расположению такие же, как в
  5. Комплект логопедических зондов, шпателей, принадлежности для их обработки.
  6. Набор диафильмов с фильмами, мультфильмами прочими материалами для развития речи, знакомства с окружающим миром и математическими представлениями.
  7. Экран, чтобы показывать фильмы, который вне использования должен находиться в сложенном виде над классной доской.
  8. Настенные касса букв и слоговая таблица.
  9. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы звукового анализа.
  10. Таблица с прописными и заглавными буквами, расположенная над доской.
  11. Наглядно-иллюстративный материал для обследования, проведения занятий.
  12. Наборы цветных ручек для каждого ребенка.
  13. Дидактические игры.

Как можно заметить, оформление школьного кабинета немногим отличается от дошкольного. На стены нежелательно вешать много картин или игрушек - детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Можно сделать стенды, на которых будут написаны правила красивой речи, этапы речевого развития.

В выборе стилевого детского сада или школы приветствуется минимализм. Можно поставить несколько комнатных растений. Не менее важно поддерживать чистоту рабочего места, чтобы кабинет имел аккуратный вид. На всех предметах, шкафах и ящиках должны быть наклеены надписи, из которых будет понятно, какой материал там хранится. Так же в логопедическом кабинете обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи.

Чтобы правильно оформить кабинет, учителю-логопеду стоит ознакомиться с требованиями ФГОС. Тогда будут созданы комфортные условия для проведения занятий и деятельности специалиста.

Речевое развитие - одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.

Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.

Предназначение занятий в логопедическом кабинете

  • Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
  • Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и голосового речевого аппарата и их координации.
  • Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.

В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.

Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ

  • Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
  • Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
  • Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.

Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии. Основная задача - помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.

Важные требования к кабинету логопеда

  • Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
  • Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
  • Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.

Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС

  • Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
  • Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
  • Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA .
  • Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
  • Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.

Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.

Правильно оборудованный кабинет специалиста - это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.




Предметы для развития детей

  • Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
  • Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
  • Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
  • Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.

Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе. Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.

Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.

На двери кабинета необходимо повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек.

2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3. Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50X100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое желательно повесить возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5. Зеркала 9 X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с учениками, несколько стульев - для детей и учителя-логопеда.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт.

8. Фланелеграф, наборное полотно, набор картин.

9. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром», развитию математических представлений.

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов.

14. Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

16. Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18. Различные речевые игры, лото.

19. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20. Методическая и учебная литература.

21. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и ее ведение

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2. Журнал обследования устной и письменной речи.

3. Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4. Индивидуальные карточки учащихся.

5. Общий план методической работы на учебный год.

6. Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7. Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

8. Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

10. Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12. Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

ЖУРНАЛ

учета посещаемости логопедических занятий

на логопедическом пункте при школе _

района города (области)

в 200 / уч. году

В разделе журнала «Сведения об учащихся» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, - по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1: дисграфия на фоне общего недоразвития речи - III уровня».

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница - 16-00-16-35. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т. е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятиях, а на правой - темы проводимых занятий, которые указываются в соответствии с рабочим планом. На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Точкой (.) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» отмечаются отсутствующие ученики.

Примечание : если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика. На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул, например:

Оценки в Журнал учета посещаемости не выставляются.

Для Журнала обследования устной и письменной речи учащихся учитель-логопед использует общую тетрадь. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся в конце мая. В процессе повторного обследования письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения.

При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.). В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечания».

Образец заполнения Журнала обследования устной и письменной речи учащихся

После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен. Журнал обследования устной и письменной речи ведется несколько лет.

Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся заполняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая по прилагаемой схеме (см. приложение 1). Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то необходимо своевременно произвести запись в Общую речевую карту. Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним коррекционной работой в конце учебного года из Общей речевой карты заносится в Журнал учета посещаемости и Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Индивидуальные карточки учащихся заполняются на первом родительском собрании в сентябре. Учитель-логопед раздает их родителям, и родители четко заполняют лицевую сторону карточки и ставят внизу свою подпись.

Возможен другой вариант. После того как учитель-логопед проведет вторичное углубленное обследование учащихся и скомплектует группы и подгруппы, он передает индивидуальные карточки учащихся учителям или воспитателям группы продленного дня. Учитель или воспитатель группы продленного дня (ГПД) передаст индивидуальные карточки родителям учеников. После заполнения родители могут вернуть карточки учителю или воспитателю ГПД либо передать непосредственно логопеду.

Это позволит учителю, с одной стороны, ближе познакомиться со своеобразием раннего речевого развития ребенка и отнестись к нему с большим пониманием, а с другой стороны, он будет серьезнее относиться к контролю за посещением детьми логопедических занятий.

Индивидуальная карточка учащегося

Фамилия, имя, дата рождения

Школа, класс

Домашний адрес

Посещал ли детский сад (речевую или массовую гр.)

Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычие)

Раннее физическое развитие (когда стал сидеть, стоять, ходить)

Раннее речевое развитие: когда появились лепет, гуление, первые слова

Расписание занятий:

«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий».

Подпись родителей

Дата заполнения

При изготовлении и заполнении Индивидуальной карточки учащегося пункты 2-4 могут быть изменены в зависимости от места проживания ребенка.

Обратная сторона Индивидуальной карточки учащегося заполняется логопедом в течение учебного года.

Дата зачисления на логопедический пункт

Логопедическое заключение при поступлении на логопункт

Результат коррекционной работы после первого года обучения

Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы

Результат коррекционной работы после второго года обучения

Консультации у врачей-специалистов

Дата выпуска

Подпись логопеда

На каждого ученика заполняется одна индивидуальная карточка независимо от количества лет, в течение которых ученик занимался на логопункте.

Индивидуальные карточки учащихся хранятся в отдельных для каждой группы конвертах или помечаются различными опознавательными знаками, например: группа № 1 - желтые кружки, группа № 2 - синие кружки и т. д.

Общий план методической работы на учебный год -составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен. В нем предусматриваются следующие разделы работы:

а) обследование устной и письменной речи учащихся 1- 4-х классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество школ и начальных классов);

б) комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий (сроки);

в) формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов (сколько намечено посетить уроков, в каких классах, на какие темы и сколько предполагается сделать сообщений и выступлений на методических объединениях учителей и т. п.); учителей-логопедов школьных и дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного логопункта (этот пункт плана целесообразно согласовать с общим планом методической работы старшего логопеда района), учителя-логопеда и врачейспециалистов;

г) мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (темы бесед, лекций, выступлений на родительских собраниях);

д) мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалами (какие пособия предполагается приобрести или изготовить, в какие сроки);

е) мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом и т.п.).

Перспективные планы коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Все перспективные планы целесообразно поместить в одну общую тетрадь. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.

Ежедневные рабочие планы учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. В ежедневных рабочих планах обязательно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т. п.), далее следует краткое содержание работы.

Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект ежедневных занятий, в котором указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.

Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слогозвуковых схем и схем предложений.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненныхзаданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность.

Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то в этом случае ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой - дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед обязательно объясняет ученику, за что он ставит ребенку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.

Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к «Общей речевой карте», поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

Расписание занятий (в двух экземплярах) учитель-логопед составляет после комплектования групп в сентябре. Оба экземпляра заверяются подписью директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй - на логопедическом пункте.

Паспорт логопедического кабинета представляет собой небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.

Паспорт логопедического кабинета или картотека составляются независимо от того, располагается логопедический пункт в отдельном кабинете или занимает часть учебного класса или часть любого другого помещения.

Отчет о проделанной профилактической и коррекционно-образовательной работе за учебный год учитель-логопед составляет в конце учебного года по следующей форме:

о работе логопеда (ф.и.о), проделанной в 200_____ /__ уч. году

на логопедическом пункте при школе №

района города (области)

Всего выявлено с нарушениями речи учащихся

Классифи кация речевых нарушений Сведения о движении детей Общее недоразвитие речи Нарушение письма, обусловленное Фонетические нарушения Заикание итого
элементами ОНР фонетич. нарушен.
без фонетич. нар. с фонетич. нар. без фонетич. нар. с фонетич. нар. без фонетич. нар. с фонетич. нар.
Принято на логопункт
Выпущено
Оставлено для продолжения коррекционной работы
Выбыло

К данной таблице прилагается текстовой отчет, в котором учитель-логопед рассказьшает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год. Отчет составляется в трех экземплярах. Два экземпляра сдаются старшему логопеду или инспектору районного отдела (управления) образования, а третий остается на логопункте.


Похожая информация.