Игры на развитие невербальных средств общения дошкольников. Формирование навыков невербального общения дошкольников

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

♦ Вовлекайте в игровое общение окружающих.

♦ Выполняйте упражнения перед зеркалом с опорой как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения.

♦ Упражнения рассчитаны на полное внутреннее раскрепощение.

Упражнение 1

Выразите с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно использование жестов).

«Спасибо, хорошо».

«Неважно».

«Не могу даже ответить».

«Очень хорошо живу».

«Мерзко».

«Больше хорошо, чем плохо».

Упражнение 2

Состройте гримасу, которая рассмешит вас самих.

Упражнение 3. Неожиданный гость

Покажите свое отношение (без учета жестких правил этикета) к появлению неожиданного гостя.

Упражнение 4

Выполняйте в паре. Задавайте друг другу вопросы, при ответе на вопрос пользуйтесь только мимикой.


Упражнение 5

«Примерьте» перед зеркалом самые разные улыбки. Изобразите мимически, какой может быть улыбка (застенчивая, холодная, добрая, насмешливая, вымученная и др.).

Упражнение 6

Нарисуйте взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).

Не поворачивая головы, проведите взглядом по периметру своего зрения: сверху вниз, вправо, снизу вверх, влево и т.д.

Быстро концентрируйте взгляд на любой точке предмета перед собой.

Удержите взгляд на отдаленном предмете в течение нескольких минут.

Упражнение 7. Наблюдатель

Исподволь приглядитесь к чьему-то лицу. Вообразите изучаемое лицо улыбающимся, гневным, опечаленным, насмешливым, испуганным.

Наблюдайте за позами, жестами, движениями и мимикой двух общающихся людей.

Упражнение 8

Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изумление, интерес, отчаяние, возбуждение, стыд. Меняйте позы и маски.

Упражнение 9. Вылепить скульптуру

Изобразите перед зеркалом следующие позы: мыслителя, скрипача, спящего кучера, боксера, пациента зубного врача, водителя, стрелка, землекопа, штангиста, оратора, лыжника, пассажира, стоящего в транспорте, и др.

Упражнение 10

Примите позу общения: корпус слегка наклонен в сторону собеседника, руки открыты и развернуты к нему, приветливый взгляд и доброжелательное выражение лица.


Упражнение 11

Пройдите строевым и прогулочным шагом, семенящей, грациозной, бодрой походкой, пританцовывая, вприпрыжку, понурив голову, стремительно, озираясь по сторонам, осторожно переступая. Изобразите походку мечтателя, заносчивого человека, кокетки, моряка, стиляги, хромого, старца. Придумайте и изобразите как можно больше вариантов.

Упражнение 12. Я - не я!

Превратитесь в какое-нибудь животное, птицу, насекомое (медведя, кенгуру, лису, слона, черепаху, дятла, бегемота, цаплю, муху, гуся и др.). Обыграйте в позах и движениях повадки животного. Упражнение рассчитано на полное внутреннее раскрепощение.

Упражнение 13

Изобразите с помощью жестов и движений ряд действий какой-либо деятельности (приготовление пищи» глажение, пение, рисование, осмотр выставки, художественная вышивка, танец и др.).

Упражнение 14

Внимательно наблюдайте за выполнением действий другим человеком, стараясь уловить его чувства. Затем повторите все движения, в точности имитируя скорость жестов, положение тела, мимику.

Упражнение 15

Воспроизведите характерные для той или иной ситуации жесты, походку, позу. Осознайте состояния и чувства, которые в данной ситуации возникают:

Идете по лесу, где много комаров (по узкой тропинке а горах, по болоту, по берегу моря, по битому стеклу, по уступу скалы, по шаткому мостику, по канату);

В магазине пробираетесь в толпе к прилавку;

Болеете на стадионе во время футбольного матча;

Спешите на поезд;

Играете в снежки;

Уступаете свое удобное место кому-то другому;

Лепите из глины;

Делаете прическу, бреетесь;

Растапливаете печь;

Собираете яблоки в саду;

Натираете под мастикой;

Поднимаете гирю;

Ищете что-либо в темной комнате;

Распутываете клубок ниток;

Перед зеркалом любуетесь на себя в новом костюме;

Играете в куклы;

Едете верхом на лошади.

Действуйте в вымышленных обстоятельствах с мысленной речью про себя, пока не завершите действие.

Упражнение 16

Представьте, что вы входите в комнату, где сидят несколько человек. Вам необходимо проскользнуть на место незаметно. А теперь наоборот - на вас все должны обратить внимание. Как вы пройдете по комнате?

Упражнение 17

Разыграйте этюд. Вам надо что-то взять из ящика письменного стола, а в углу комнаты лежит собака. Пройдите по комнате так, будто собака вас совсем не знает.

Многим известно, что хорошее общение — основа любых успешных отношений, будь то личных или профессиональных. Однако важно признать, что именно невербальные аспекты коммуникации — выражение лица, жесты, зрительный контакт, поза, и тон голоса — «звучат» громче всех. Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию, или «язык тела», — мощный инструмент, который поможет вам общаться с другими людьми, выражать то, что вы на самом деле имеете в виду, и выстраивать успешные отношения.

Что такое невербальное общение и невербальная коммуникация

Когда мы взаимодействуем с другими, мы постоянно посылаем и принимаем бессловесные сигналы. Наше невербальное поведение — жесты, поза, темп и громкость речи, дистанция до другого человека, зрительный контакт — несет мощные сигналы. Эти сигналы не прекращаются, когда вы перестаете говорить. Даже если вы молчите, вы по-прежнему общаетесь невербально.

Зачастую то, что «вырывается» из наших уст, и то, что мы сообщаем через язык тела, — это два совершенно разных послания. Когда люди сталкиваются с такими смешанными сигналами, им приходится выбирать, верить ли вашему вербальному или невербальному сообщению, и в большинстве случаев они склонны выбирать невербальное, потому что оно более естественное — это бессознательный язык, который транслирует ваши истинные чувства и намерения в каждый момент времени.

Почему невербальное общение так важно?

То, как вы слушаете, смотрите, двигаетесь и реагируете, говорит другому человеку, не все ли вам равно, насколько вы честны и насколько внимательны. Когда ваши невербальные сигналы совпадают с вашими словами, то увеличивается доверие, ясность и взаимопонимание. Если они не совпадают, то тогда они порождают напряженность, недоверие и замешательство.

Если вы хотите стать более успешным в общении, для вас будет важным стать более чувствительным не только к языку тела и невербальным сигналам других людей, но и своим собственным.

Невербальные сигналы выполняют пять функций

  • Повторение : они повторяют сообщение, которое человек делает в устной форме.
  • Вскрывают противоречия : они могут противоречить сообщению, которое пытается передать человек.
  • Заменяют смысл : они могут заменить вербальное сообщения. Например, глаза человека часто передают сообщение более ярко, чем слова.
  • Дополняют сообщение : они дополняют или добавляют к устному сообщению. Босс, который хлопает по спине работника, когда хвалит его, усиливает этим жестом воздействие сообщения.
  • Акцентируют сообщение : они акцентируют или подчеркивают вербальное сообщение. Удар кулаком по столу, например, подчеркивает сообщение.

Источник: The Importance of Effective Communication, Edward G. Wertheim, Ph.D.

Виды невербального общения и невербальной коммуникации

Есть много различных типов невербального общения. Взятые вместе нижеописанные невербальные сигналы и «подсказки» говорят о вашем интересе и «включенности» в общение.

Выражение лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и в состоянии передать бесчисленное количество эмоций, даже если вы не произносите ни слова. И, в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, выражения лица универсальны. Мимика счастья, печали, гнева, удивления, страха и отвращения — одна и та же в разных культурах.

Движения тела и поза

Подумайте, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя, передает огромное количество информации окружающему миру. Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, осанку, положение тела и мелкие движения.

Жесты

Жесты прочно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем, маним и используем свои руки, когда спорим или оживленно разговариваем — мы выражаем себя с помощью жестов, часто даже не задумываясь. Тем не менее, смысл жестов может быть очень разным в разных культурах и регионах, поэтому очень важно быть осторожным, чтобы избежать неправильного толкования.

Зрительный контакт

Поскольку зрительное восприятие доминирует у большинства людей, контакт глаз — особенно важный тип невербальной коммуникации. То, каким образом вы смотрите на кого-то, передает много информации, в том числе интерес, привязанность, враждебность, или притяжение. Зрительный контакт также имеет важное значение в поддержании разговора и оценки реакций другого человека.

Прикосновения

Мы много общаемся через прикосновения. Подумайте, какие сообщения несут в себе следующие действия: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплое объятие, обнадеживающее похлопывание по спине, покровительственное похлопывание по голове, или контролирующий захват вашей руки.

Пространство

Вы когда-нибудь чувствовали себя не комфортно во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше пространство? У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя эта потребность может отличаться в зависимости от культуры, ситуации и близости отношений. Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, в том числе сигналов близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Голос

Сюда входит не только то, что вы говорите, но и то, как вы говорите. Когда мы говорим, другие люди считывают наши голоса в дополнение к слушанию наших слов. Они обращают внимание на следующее: скорость и темп, громкость, тон, интонацию и звуки, которые передают понимание, такие как «ага» и «угу». Подумайте о том, как, например, тоном голоса можно передать сарказм, гнев, привязанность или уверенность.

Невербальные сигналы невозможно подделать

Вы могли слышать советы о том, каким образом нужно сидеть, держать руки или здороваться рукопожатием так, чтобы выглядеть уверенным или утвердить свое доминирующее положение. Но правда в том, что такие уловки вряд ли сработают (если вы действительно не чувствуют себя уверенным и ответственным). Причина в том, что вы не можете контролировать все сигналы, которые постоянно посылаете, о том, что вы действительно думаете и чувствуете. И чем больше вы стараетесь, тем более неестественно будут выглядеть ваши сигналы.

Когда в невербальном общении что-то не ладится

То, что вы передаете через язык тела и невербальные сигналы, влияет на то, как другие люди будут воспринимать вас, насколько будут уважать, будут доверять вам или нет.

К сожалению, многие люди посылают запутанные или отрицательные невербальные сигналы, даже не подозревая об этом. Когда это происходит, то нарушается связь и доверие.

Невербальная коммуникация и язык тела в межличностных отношениях

Джек, Тед и Арлин — красноречивые ораторы, которые говорят одно, а невербально посылают что-то другое, что оборачивается для них катастрофическими результатами в их отношениях:

Джек
Он считает, что хорошо ладит со своими коллегами на работе, но если вы спросите любого из них, они скажут, что Джек всегда очень напряжен и пугает их. Вместо того чтобы просто смотреть на вас, он, кажется, пожирает вас глазами. И если он берет вас за руку, то хватает ее, а затем сжимает до боли. Джек — заботливый парень, который тайно желает иметь больше друзей, но его неловкие невербальные действия держат людей на расстоянии и ограничивают его возможности продвигаться на работе.

Арлин
Она очень привлекательна и не имеет никаких проблем при знакомстве с подходящими мужчинами, но ей трудно поддерживать отношения дольше нескольких месяцев. Арлин забавная и интересная, но несмотря на то, что она постоянно смеется и улыбается, она излучает напряженность. Ее плечи и брови заметно подняты, ее голос пронзителен, а тело жесткое. Находясь рядом с Арлин, многие чувствуют себя некомфортно. Арлин многое делает для себя, что сводится на нет тем дискомфортом, который она порождает в других.

Тед
Он думал, что нашел себе идеальную пару, когда встретил Шарон, но Шарон не была так уверена. Тед хорошо выглядит, трудолюбив и умеет красиво говорить, но кажется, что он больше заботится о своих мыслях, чем о Шарон. Когда Шарон было что сказать, Тед всегда был готов с дикими глазами все опровергнуть, прежде чем она успевала закончить свою мысль. Шарон стала чувствовать, что он ее игнорирует, и вскоре начала встречаться с другими мужчинами. По этой же причине Тед не имеет успеха на работе. Его неспособность слушать других делает его непопулярным среди людей, которыми он больше всего восхищается.

Эти умные люди с самыми благими намерениями изо всех сил пытаются наладить отношения с людьми. Печально то, что они не знают о том, какие невербальные сигналы передают.

Если вы хотите эффективно общаться, избегая таких недоразумений, и наслаждаться крепкими, доверительными отношениями как в социальной, так и профессиональной сферах, очень важно понимать, как использовать и интерпретировать невербальные сигналы.

Создание условий для эффективного невербального общения

Невербальная коммуникация представляет собой быстро протекающий взаимосвязанный процесс, который требует вашей полной концентрации и внимания. Если вы думаете о том, что собираетесь сказать дальше, мечтаете или думаете о чем-то еще, то скорее всего пропустите невербальные сигналы и другие тонкости в разговоре. Вы должны оставаться сосредоточенным на текущем моменте, чтобы полностью понять, что происходит.

Для улучшения качества невербального общения научитесь справляться со стрессом

Лучшее, что вы можете сделать, чтобы улучшить вашу невербальную коммуникацию — изучить способы регуляции стресса . Стресс ставит под угрозу вашу способность общаться. Когда вы напряжены, то склонны неверно воспринимать других людей, посылать противоречивые или отпугивающие невербальные сигналы, и впадать в нездоровые модели рефлекторного поведения. Кроме того, эмоции «заразны». Если вы расстроены, то весьма вероятно, что вы спровоцируете негативные эмоции у других людей, что сделает и так плохую ситуацию еще хуже.

Если вы чувствуете, что находитесь в стрессе — возьмите тайм-аут. Найдите минутку, чтобы успокоиться, прежде чем вернуться к разговору. После того, как вы восстановите свое эмоциональное равновесие, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы справиться с ситуацией в позитивном ключе.

Как осознание эмоций укрепляет невербальное общение?

Для того, чтобы посылать точные невербальные сигналы, вам необходимо осознавать собственные эмоции и их влияние на себя самого. Кроме того, необходимо уметь распознавать эмоции других людей и их истинные чувства, что проявляются через невербальные сигналы. Здесь-то и играет роль осведомленность о собственных эмоциях. Осознанность эмоций позволяет:

  • Считывать эмоции и чувства других людей, а также невербальные сообщения, которые они посылают.
  • Создавать доверие в отношениях, посылая невербальные сигналы, которые совпадают с вашими словами.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете, замечаете и вовлекаетсь.
  • Понимать, удовлетворяют ли отношения ваши эмоциональные потребности, что дает вам возможность либо скорректировать эти отношения, либо искать новые.

Советы для считывания «языка тела» и невербального общения

После того, как вы разовьете свои способности справляться со стрессом и распознавать эмоции, вы, естественно, станете лучше «считывать» невербальные сигналы других людей.

  • Обращайте внимание на несоответствия . Невербальная реакция должна укреплять то, что было сказано. Вам встречалось такое, что человек говорит одно, а язык его тела — что-то другое? Например, он говорят вам «да», в то время как качает головой «нет»?
  • Рассматривайте невербальные сигналы как группы сигналов . Не придавайте слишком большого значения одному жесту или невербальному посланию. Рассмотрите все невербальные сигналы одновременно от зрительного контакта и тона голоса до языка тела. Невербальные сигналы, взятые вместе, согласуются или противоречат тому, что говорят слова?
  • Доверяйте своим инстинктам . Не пренебрегайте своей интуицией. Если вы чувствуете, что кто-то нечестен или что-то не сходится, возможно, что вам удалось «считать» несоответствие между вербальными и невербальными сигналами.

Оценка невербальных сигналов

  • Контакт глаз . Был ли он установлен? Если да, то он был чрезмерно интенсивным или просто прямым?
  • Выражение лица . Что показывает лицо? Является ли оно «маскообразным» и невыразительным или эмоциональным и полным интереса?
  • Тон голоса . Есть ли в голосе теплота, уверенность и интерес, или он кажется напряженным и сдержанным?
  • Поза и жесты . Тело расслабленное или жесткое и неподвижное? Плечи напряжены и подняты или слегка опущены?
  • Прикосновения . Есть ли физический контакт? Уместен ли он в данной ситуации? Есть ли у вас ощущение дискомфорта?
  • Интенсивность . Сигналы кажутся ровными, прохладными, незаинтересованными или чрезмерными и мелодраматичными?
  • Время и место . Происходит ли простой взаимный обмен информации? Невербальные ответы приходят слишком быстро или слишком медленно?
  • Интонации . Слышите ли вы интонации, которые указывают на заботу или беспокойство («ага», «угу»)?

Как только вы начнете обращать внимание как на свои невербальные сигналы, так и на невербальные сигналы собеседников, ваши коммуникативные способности улучшатся.

НЛП: навыки эффективной презентации Дилтс Роберт

Глава 7. Развитие навыков невербальной коммуникации

Определяет основные области невербальной коммуникации, имеющей отношение к презентации, и изучает необходимые навыки невербальной поддержки презентации.

Сообщения и метасообщения

Основные навыки невербальной коммуникации

Использование поведенческих микросигналов

Сообщения и метасообщения

Способность людей эффективно обучаться в группе зависит от их способности взаимодействовать друг с другом. Коммуникация между участниками группы осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне, и оба эти уровня влияют на поведение группы как целостного образования.

Используя невербальные методы, ведущий может распознавать и поощрять позитивное состояние, спонтанно возникающее в группе. Один из методов называется формирование. Формирование заключается в поощрении чего-то на уровне физиологии. В качестве примера можно рассказать историю про одного профессора психологии, который провел эксперимент с группой студентов университета. Он дал студентам инструкцию говорить комплименты или невербально выражать одобрение женщинам, одетым в красные свитеры. Они не должны были упоминать свитер как таковой, а говорить что-то вроде: «О, как вы сегодня хорошо выглядите» или просто им улыбаться. Примерно через неделю, когда профессор вошел в столовую, она была полна женщин, одетых в красные свитеры.

Понятно, что студенты, в свою очередь, решили проверить этот метод на профессоре. Они договорились, что, когда профессор будет находиться в одной половине аудитории, все будут зевать и изображать скуку, а когда он будет переходить в другую половину – все будут сидеть прямо, кивать головой и всячески изображать интерес. Через какое-то время профессор обнаружил, что перенес всю свою деятельность в одну половину аудитории!

Менеджеры часто используют подобные методы, но, как правило, они делают это неосознанно. Например, один из представителей высшего руководства компании IBM неосознанно использовал метод формирования, подводя людей к «открытию», что они согласны с его подходом. Когда он говорил с человеком, который рассуждал в сходном с ним направлении, он был прекрасным, очень активным слушателем, постоянно поддерживал контакт глазами, кивал головой и говорил: «О, правда?», «Это очень интересно», «Расскажите мне об этом поподробнее». Если человек начинал отклоняться от желательного для него направления, он смотрел невидящим взглядом и мычал: «Угу… угу». Это было все равно, что говорить с кирпичной стеной. Но как только человек возвращался в нужное русло, этот менеджер снова оживлялся и проявлял сильный интерес к ходу его рассуждений. И в конечном счете люди обнаруживали, что придерживаются сходного с ним образа мыслей, сами не зная почему.

Сигналы такого типа рассматриваются как метасообщения . В базовом процессе коммуникации осуществляется передача сообщений двух типов: содержания коммуникации и метасообщения, которое относится к более высокому уровню и является сообщением о содержании. Метасообщение – это сообщение о других сообщениях . Как правило, оно содержит информацию: а) о типе или уровне посланного сообщения; б) о состоянии человека; в) о взаимном статусе или отношениях участников группы. Люди также могут посылать метасообщения о тех сообщениях, которые они хотели бы получить (подобно описанному выше менеджеру из IBM ).

Метасообщения необходимы для интерпретации сообщений. Есть разница между тем, что человек сказал , и тем, что он намеревался сообщить. То есть полученное сообщение – это не всегда то же самое сообщение, которое намеревался послать отправитель. На практике коммуникация будет иметь для получателя тот смысл, который он «воспримет», независимо от намерений отправителя.

В управлении взаимодействием между сообщениями и метасообщениями участвуют три базовых процесса микрокоммуникации.

1. Использование навыков наблюдения и обратной связи для уменьшения расхождений между передаваемым и получаемым сообщениями.

2. Выбор и комбинирование сообщений и метасообщений.

3. Обеспечение того, чтобы микросообщения поддерживали макросообщение и вели коммуникацию в направлении нужного результата.

Сообщения и метасообщения

Влияние вербальной и невербальной коммуникации

В коммуникации можно выделить два типа сообщений:

1) вербальное содержание;

2) невербальные метасообщения, т. е. сообщения о характере посланного вербального сообщения.

– Метасообщения необходимы для интерпретации сообщений.

– Метасообщения часто бывают аналоговыми, например:

интонационное выделение определенной части предложения;

– В группе метасообщения часто содержат информацию об отношениях участников.

Основные положения

Эффективная коммуникация включает как сообщения, так и метасообщения. Метасообщение – это сообщение о других сообщениях, оно помогает получателю интерпретировать смысл сообщения. Метасообщения обычно указывают на контекст, состояние, отношения или уровень, в которых сообщение посылается или должно быть получено.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я вижу, о чём вы думаете автора Наварро Джо

Глава первая Овладевайте секретами невербальной коммуникации Каждый раз, когда я обучаю людей языку тела, мне обязательно задают вопрос: «Джо, что побудило вас заняться изучением невербального поведения?» Скажу честно, я не мечтал об этом с детства и никакого особенного

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

За порогом рациональности: лингвоцентризм и парадоксы невербальной коммуникации Возрастание интереса представителей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук к изучению проблемы коммуникации в целом, невербальной коммуникации в

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Глава 28 Развитие социальных навыков Уилл, жизнерадостный десятилетний мальчик с синдромом Аспергера, учился в обычном классе. У него была хорошая успеваемость, но он ни с кем не заводил дружеских отношений. Родители занимались с ним по методике Floortime, но Уилл предпочитал

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Влияние невербальной коммуникации Переключение внутренних состояний и использование пространственных якорей для изменения убеждений позволяет также вспомнить о значимости невербальной коммуникации. Вербальные сообщения, или слова, являются лишь одной из

Из книги Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях автора Липес Юлия Владиславовна

Музыкальная терапия как средство невербальной коммуникации Знакомство Мы познакомились с Илюшей, когда он начал посещать занятия в группе детей раннего возраста. Ему было тогда 4 года. Я вела групповые музыкальные занятия и постоянно присутствовала как психолог.Илюша

автора Дилтс Роберт

Применение навыков наблюдения в коммуникации Навык, имеющий большое значение при проведении презентации, – умение наблюдать поведенческие сигналы, связанные с определенным отношением или реакцией. Отношение часто выражается в поведенческих микросигналах, и, когда вы

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

Основные навыки невербальной коммуникации Действия, связанные с управлением отношениями между сообщениями и метасообщениями в контексте презентации, можно разделить на следующие группы.1. Выбор и группирование элементов содержания и метасообщений в целостном

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Глава 9. Развитие навыков решения задач Предположим, вы один едете в машине ночью по длинному неосвещенному участку шоссе, по которому лишь изредка проносятся машины, и вдруг слышите знакомое «чап-чап» - звук, издаваемый совершенно спущенной шиной. Вы сворачиваете на

Из книги Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания автора Кволс-Ридлер Кэт

Глава 7. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЧУВСТВАМИВ детском возрасте многим из нас не разрешали открыто выражать свои чувства. Нам говорили примерно так: «Тебе хочется поплакать? Ну, теперь ты у меня действительно поплачешь!» Слезы, выражающие уязвимость

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Глава 4 Как научиться врать: развитие навыков обмана Как и у правды, у лжи существуют и свои нормы, и своя патология. Арнольд Голдберг Большинство людей, несмотря на известное выражение, не рождаются лжецами. Человек учится лгать опытным путем. Понятия правды и лжи

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Глава 1 О невербальной коммуникации Общение вербальное и невербальное является неотъемлемой частью взаимодействия людей. Коммуникация призвана способствовать взаимопониманию. Ни один человек не может представить свою жизнь вне общения. При общении друг с другом все

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

День 15. Развитие навыков В тренинге помимо самодисциплины развиваются и другие вещи, которые вроде бы к самодисциплине отношения не имеют, но здорово повышают вашу эффективность.Сегодняшняя задача – определить ключевые навыки, которые вы хотите в себе развить. Эти

Из книги Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика автора Ганнушкин Петр Борисович

Из книги Развитие навыков рисования и графического дизайна у людей с аутизмом, думающих картинками автора Грэндин Темпл

Развитие навыков рисования и графического дизайна у людей с аутизмом, думающих картинками Темпл ГрандинУниверситет штата КолорадоМой разум работает наподобие Картинок Google, и я мыслю фотореалистичными изображениями. Дети и взрослые, мыслящие визуально, в начальной

автора Страубе Е. А.

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

«Формирование первичных навыков невербального общения на занятиях»

Подготовила:

Круглова Алла Петровна,

педагог дополнительного образования, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска Амурского муниципального района

Хабаровского края

Амурск,

2016 г.

Невербальное общение.

В последние годы кинесика (наука, изучающая движения тела, жесты и мимику), приобретает все большую популярность в кругах политиков и бизнесменов. И действительно, ученые установили, что с помощью языка мы передаём не более 35% информации своим собеседникам. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения были объединены понятием "невербальная коммуникация". Жесты, мимика, позы, одежда, причёски, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определённый вид сообщений, получивших название невербальных сообщений, то есть происходящих без использования слов. На их долю приходятся оставшиеся 65% информации, передающейся в процессе коммуникации.

Цель: способствовать улучшению коммуникативных способностей педагогов, расширяя их возможности, путем развития навыков невербального общения.

Задачи:

Привлечь внимание к проблемам невербального общения;

Ознакомить с основами кинесики;

Способствовать усвоению первичных навыков улучшающих взаимодействие с аудиторией.

Актуальность: так как любой педагог непрерывно находится в процессе общения с детьми и его действия носят не только обучающий, но и воспитательный характер, то умение грамотно использовать невербальные способы коммуникаций значительно расширяют возможности успешного взаимодействия с учащимися.

Работая аудиторией, педагог не имеет возможности контролировать каждого участника процесса, но всегда чувствует, готовы ли учащиеся к общению. Коммуникативные способности – это не только умение подать информацию, но так же и способности к восприятию встречного информационного потока. Известно, что каждый человек индивидуален, но так же мы имеем и много общего. Подавая одну и ту же информацию для разной аудитории, мы делаем это по-разному, в зависимости от возраста, пола и других особенностей слушателей. Но и аудитория так же по-разному воспринимает разных людей, даже если они являются носителями одинаковой информации. Именно поэтому важно понимание того, каким образом, вас воспринимают ваши слушатели. И тут нам могут помочь некоторые разделы кинесики.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).

Главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику . Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на , и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Жесты. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты , среди которых можно выделить:

    коммуникативные : жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.;

    модальные , т. е. выражающие оценку и отношение: жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.;

    описательные жесты , имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности , т. е. о совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

    Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание »).

    Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).

    Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).

    Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).

    Жесты сомнения и неуверенности - почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

    Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).

    Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).

    Жесты несогласия («собирание ворсинок с », опускание век).

    Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).

Позы и жесты, которых нужно избегать.

Дети, в отличие от взрослых, как правило, открыты и готовы к общению, а готовы ли к общению мы – педагоги?

Позы:

Руки на бёдрах – агрессивная поза;

Скрещенные руки на груди – поза зашиты;

Ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – поза зашиты, слабость;

Рука обхватывает вторую руку за спиной – страх, волнение;

Руки в карманах – скрытность, нервозность;

Откидываетесь на спинку кресла – явное несогласие с мнением собеседника.

Жесты:

Жесты указательным пальцем - это обвинительный жест;

Выставленный большой палец - выражение превосходства, пренебрежительное отношение;

Кулак – враждебный жест, агрессивное настроение;

Касание рта или других частей лица во время разговора – выдает волнение, люди могут посчитать Вас неискренним;

Прикосновения к уху, ко рту или к шее, когда Вы слушаете - это жесты сомнения и несогласия с собеседником.

Мимика (что не следует демонстрировать лицом) :

Сведенные брови - это не деловое, как многие думают, выражение лица, а хмурое, неприветливое;

Сильно поднятые брови - так вы выражаете удивление и сомнение, неготовность к общению, ситуации;

Зевание – итак все понятно – Вам скучно.

Вышеперечисленные жесты и позы имеют разную интерпретацию, но у них есть одно общие, демонстрируя их, вы производите негативное впечатление. Педагог не должен закрываться от детей, чем более вы открыты, тем лучше контакт с аудиторией. В младшем и среднем школьном возрасте учащиеся еще не сформировали свое мировоззрение и остаются, открыты для общения. Общеизвестно, что дети очень хорошо чувствуют любую фальшь, поэтому так важно быть искренним и открытым при работе с детьми.

Практикум:

    Повернитесь к Вашему ближайшему соседу, приняв максимально закрытую позу, и расскажите все хорошее, что вы о нем думаете.

Спросите у него, вызывают ли ваши слова доверие?

    Теперь Ваш собеседник должен принять как можно более открытую позу и улыбаясь сообщить любую плохую новость (например, о погоде).

Вопрос: вызовет ли эта новость доверие?

    Поменяйтесь ролями, но теперь текст должен соответствовать положению тела и мимике. Обращайте внимание на реакцию собеседника.

    Попробуйте рассказать о себе вашему собеседнику, меняя положение тела и жестикуляцию в процессе.

    Совместно проанализируйте свои впечатления.

Не стоит забывать об обратной реакции. Известно, что если с утра нет настроения, то надо подойти к зеркалу и улыбаться, пусть даже натянутой улыбкой, но от мышц поступит импульс в мозг и ваше настроение улучшится. Точно так же работают и наши жесты. Даже если вы не готовы к открытому общению, заставьте свое тело демонстрировать открытость и искренность, тогда импульсы от мышц поступят в мозг и ваше сознание само придет в равновесие с телом. Будьте искренни и открыты с людьми и тогда у вас все получится.

Список литературы

1. Аргайл М. Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие. - "Социометрия" № 28. - 1975

2. Аргайл М. Психология счастья. М. Прогресс, 1990

3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. С.-П. Питер Пресс, 1997

4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М. Прогресс, 2002

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. М. Айрис-Пресс, 2001

6. Каракаев Ю.И. Современный ногайский язык. Карачаевск, 2001

7. Керейтов Р.Х Этническая история ногайцев. Ставрополь, 1999

8. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М. Новое литературное обозрение, 2002

9. Огнев И., Русев В. Психологическая безопасность. С.-П. Каро, 1998

10. ПизАллан Язык телодвижений. Н.Новгород. Ай Кью, 1994

11. Язык жестов. /Сост. А.А. Мельник. Москва, РИПОЛ КЛАССИК, 2003

12. Язык жестов. Nonfiction: пер. с англ./ Сост. Шарпило В.В. Минск, Парадокс,1998

Молчаливое приветствие друг друга (элементы психогимнастики) - все молча ходят по классу, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произносится никаких слов.

Предложить участникам походить по комнате и прикоснуться друг к другу с закрытыми глазами. Попытаться определить, с кем возникает кинестетический контакт.

Упражнение на развитие периферического зрения. Выбрать какую-либо точку и неподвижно на нее смотреть, стараясь увидеть как можно больше (расфокусировка взгляда).

Обсуждение вопроса о значении периферического зрения в процессе общения. Информация о том, что именно периферическим зрением замечаем мелкие движения.

28. „Мимика и жесты". Группа делится на пары. Каждый только с помощью рук показывает два противоположных состояния (например, гнев и удовольствие).

То же самое, только при помощи мимики (без жестов). То же самое при помощи мимики и жестов. Рефлексия.

29. „Приветствие королеве". На стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные члены группы - ее подданные, которые должны ее приветствовать. При выполнении упражнения возможно использование атрибутов, помогающих войти в роль (это упражнение позволит почувствовать разные позиции в процессе общения).

Рефлексия: свои ощущения от непривычной роли, ощущение от „открытого пространства", дистанции общения.

30. „Выбор дистанции". Работа в парах. Один партнер сидит на полу, другой стоит на близком расстоянии. В таком положении ведется разговор в течение 5-7 минут. Затем партнеры меняются ролями. „

Рефлексия. Обратить внимание на ощущение „дистанции.

31. „Слепец и поводырь". Группа разбивается на пары. Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой - провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является „глазами" первого.

Начать обсуждение: «Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия». Вопросы для обсуждения:

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнеру? Что вселило такую уверенность?

32. „Аукцион скульптур". Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль „скульптора", другой - „материала". Скульптор „лепит" скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.

Рефлексия. Ответить на вопросы: „Податлив" ли „материал"? Каков характер прикосновений скульптора? Обратить внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела? Всегда ли наше тело нас слушается? Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?

33. Соприкоснуться указательными пальцами с партнером, под танцевальную музыку поводить руками в разных направлениях, быть в движении. Стараться не нарушать контакт. Отрефлексировать.

34. „Отражение эмоционального состояния" („зеркало"). Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение выполняется молча. Эмоциональное состояние показывается с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по 3 раза (разные эмоциональные состояния).

35. „Восковая палочка". Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1-2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Вопросы для обсуждения:

Кто смог расслабиться, снять зажимы?

Кто не боялся упасть?

Оцените характер прикосновений. Предлагается высказаться всем желающим. Условия игры можно усложнить. Один встает на стул, вся группа стоит сзади, подставив руки. Стоящий на стуле падает вниз спиной. Стоящие ловят его, не давая упасть.

36. В разговоре с членом семьи или приятелем намеренно используется неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, что интересна для инициатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ведение разговора должно быть грамотным (визуальный контакт, поддерживание разговора, интересного для собеседника, улыбка). Сравнить самочувствие.

37. На листе бумаги записывается небольшое сообщение. Затем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зрителями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия.

38. Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью

Мимики и жестов.

39. Изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

40. Выразить невербально (мимика, пантомима) заданную тему. Темы могут быть выбраны в групповой дискуссии, могут быть заданы ведущим („как я преодолеваю трудности").

41. Примеры для анализа ситуаций.

а) Человек, став заведующим кафедрой, приказал оставить в своем кабинете одно кресло для себя, все стулья велено было убрать.

Проанализировать данную ситуацию с позиций взаимодействия, привести другие примеры.

б) Вы сделали покупки в магазине, придя домой и выкладывая купленное, увидели, что с прилавка забрали не все. Идете в магазин, чтобы забрать то, что забыли.

Варианты разговора с продавцом.

Варианты поведения в данной ситуации разыгрываются, затем проводится анализ вербальных и невербальных способов общения.

42. „Животное". Упражнение предназначено для педагогов и выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

43. „Эмоция". Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки" означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо", „Радость. Губы", „Чванство. Правая рука", „Гордость. Спина", „Страх. Ноги" и др.

Упражнение направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

44. „Видеокамера". Инструкция ведущего: Если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить вам упражнение, способствующее актуализации вашей внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально - дома, на перемене, по дороге на работу. Цель упражнения состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять свою конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.

Для снятия остро-эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения проведите кратковременное занятие на релаксацию. Когда вы почувствуете некоторое успокоение, попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного киносценария: когда вы впервые увидели человека, с которым у вас впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т. п. Представьте все эти ситуации в их реальной последовательности, как будто вы снимаете на видеокамеру. При этом вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других его участников, динамику развития конфликта и его апогей.

Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете „отходить" от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40-45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не „увязнуть" в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.

45. „Давление". Инструкция. Игра проводится парами. Станьте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка соприкоснитесь ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее - когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно вы не испытывали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт) .

Почувствовали ли вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Осуществление совместной деятельности в общении с коллегой дает больше положительных эмоций, нежели противостояние и борьба за то, кто первым захватит коммуникативное лидерство и реализует позицию „над". Кроме этого, не забывайте, что, стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения, и вместо помощи он просто откажется от контакта с вами. Подумайте, что лучше?

  • Разделы сайта