Тренинговое занятие просто поверь в себя. Тренинг:"Поверь в себя"

Тренинг «Поверь в себя»

Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Процедура:

    Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

    Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

    Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

    Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

    Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

    Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

    Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

    Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

    Почему, как вы думаете?

    Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

    Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Какими качествами обладает этот человек?

Это уверенный в себе человек или наоборот?

Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 30 м.

Материалы : цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

    Дополнили ли вы рисунок?

    Если нет то почему?

    Это именно то что вы хотели бы добавить?

    Если нет то почему?

    Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

    Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

    Что схожего между Вами и выбранной звездой?

    Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

    Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

    Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель : поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время : 5 м.

Материалы : не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

    Изменилось ли ваше представление о себе?

    Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

    Что нового вы узнали о себе?

    Какие выводы вы сделали для себя?

Тренинг «Просто поверь в себя».

Педагог психолог СШИОСД

Шакирова Малика Шаймардановна

Цель:

    Открыть и осознать свои взгляды и привычки (самосовершенствование, самоиследование, самопознание).

    Повышение уровня уверенности в себе, силы воли

    Определение сплоченности детей

    Собрать дополнительную информацию от участников тренинга

    Снижение уровня напряженности, тревожности и познание своего не выявленного потенциала.

    Правило тренинга:

    «Здесь и теперь»- важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, приучают участников сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведет себя.

    «Искренности и открытости» - не лгать и не лицемерить. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лгали и не лицемерили. Признак сильной и здоровой личности- это определенная открытость окружающим своих чувств по поду происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той или иной мере, в какой он считает нужным.

    «Я»- в группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение….», «Мы так считаем…». Все высказывание должны строиться с использованием «Я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

    «Активность» - в группе не должно быть пассивных наблюдателей. Если участники группы отказываются принимать участие в обработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

    «Конфиденциальность» - все, что говориться в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытие.

На обсуждение правил отводиться 5 мин. Когда правила приняты ведущий произносит слово «Обещаю!», участники группы тоже.

Психологический настрой. Упражнение: « Веселый мячик ».

Цель: разминка, выроботка умения говорить и выслушивать комплименты.

Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Упражнение: «Интонация»

Цель: коррекция замкнутости.

На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять на основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

Упражнение: «Тренировка эмоциональной устойчивости».

Цель: упражнение на развитие стойкости, сосредоточенности, приобретения опыты в повышении эмоционального состояния.

Инструкция: Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа:

Психолог: «настройтесь на тишину и покой в вашей душе и вашем теле». После того, как эмоцианальная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась задание, усложняется: теперь вы будете неподвижно сидеть но с открытыми глазами. При этом вы смотрите в глаза своего партнера и стараетесь сохранить свое спокойствие. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера- рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело егопартнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздрожителю.

Упражнение: « Я такой, какой я есть», АРТ терапия.

Цель: способствовать выработке у участников более обьективной самооценки.

Инструкция: Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Упражнение: «Зато...».

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешение.

    Психолог предлагает каждому участнику игры вкраце описать на листке бумаги какое- либо несбывшиеся желание, какую- либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

    Затем все листки психолог собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

    Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «Зато...», «Могло бы быть и хуже!», «Не очень-то и хотелось, потому что...» или «Здорово, ведь теперь...»;

    После тог, как зачитанны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помошь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение: «Я люблю...Я могу...Яхочу...».

Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.

Инструкция: Передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю..», затем «Я хочу...», и наконец «Я могу...».

Анализ: «Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?».

Упражнение: «ПОЖЕЛАНИЕ ПО КРУГУ»

Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.
Участникам группы предлагает пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:
1. Изменилось ли ваше представление о себе?
2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
3. Что нового вы узнали о себе?
4. Какие выводы вы сделали для себя?

Тренинг «Просто поверь в себя»

Введение : Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Необходимое время : 1 ч 40 м.

Необходимые материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Разогрев

Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыка (темп умеренный).

Процедура:

    Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

    Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

    Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

    Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

    Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

    Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

    Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

    Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

    Почему, как вы думаете?

    Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

    Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Вопросы:

    Какими качествами обладает этот человек?

    Это уверенный в себе человек или наоборот?

    Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

    Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 30 м.

Материалы : цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

    Дополнили ли вы рисунок?

    Если нет то почему?

    Это именно то что вы хотели бы добавить?

    Если нет то почему?

    Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

    Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

    Что схожего между Вами и выбранной звездой?

    Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

    Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

    Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель : поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время : 5 м.

Материалы : не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

    Изменилось ли ваше представление о себе?

    Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

    Что нового вы узнали о себе?

    Какие выводы вы сделали для себя?

Источники:

    Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.

    Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.

    Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.

    Яценко Т.С., Кміт Я.М.,Олексіенко Б.М. Активне соціально-психологічне навчання: теорія, процес, практика: Навчальній посібник. – Хмельницький: Видавництво НАПВУ, 2002. -792 с. 52 с.

Татьяна Бондарева
Тема: «Поверь в себя» (занятие с элементами тренинга)

Цели :

Повышение ответственности подростков за собственное поведение , развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.

Развитие личностных качеств : самооценки, уверенности и в своих возможностях, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим.

Задачи :

Обогатить формы общения подростков со сверстниками;

Сформировать у подростков потребность в самореализации;

Научить подростков отстаивать и защищать свою точку зрения;

Развивать у подростков чувство ответственности и уверенности в себе.

Методы и приемы работы :

Психологические упражнения и игры,

Мини – лекции и беседы (предварительная работа,

Сюжетно – ролевые игры,

Моделирование ситуации,

Групповые дискуссии и мозговой штурм (предварительная работа,

Обсуждение конкретных жизненных ситуаций,

Рефлексия различных состояний,

Конструирование позитивных моделей поведения и т . д.

1.1. Вводная часть. Принятие правил групповой работы.

«Представь свое имя» .

1.3. Упражнение «Необитаемый остров» .

1.4. Игра «Моя Вселенная» .

1.6. Заключение : Аплодисментами по кругу.

1.1. Вводная часть. Принятие правил групповой работы :

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения :

То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения,

Нельзя унижать и оскорблять,

Нельзя употреблять нецензурные выражения,

Обращаться друг к другу только по имени,

Говорить только по одному, при желании высказаться, необходимо поднять руку,

Указание тренеров не обсуждаются ,

Нельзя выходить из группы без разрешения.

Ход занятия.

Нам с вами предстоит отправиться, в увлекательное путешествие, на собственном корабле. Это наш корабль и только от нас зависит, куда и как мы заплывем. После отборочного тура в команду были приняты самые лучшие моряки побережья. Первая встреча команды, нам нужно познакомиться :

1.2. Основная часть. Упражнение – активатор «Представь свое имя»

Цель : осуществление эмоционального разогрева.

Ведущий предлагает участникам представиться как актёру немого кино с помощью мимики и жестов. Можно представить не только своё имя, но и свою внешность, манеру одеваться, вести себя . Главное, чтобы это было узнаваемым.

Вот мы и познакомились, теперь отправляемся в путь. Незаметно минул день. Уже сумерки. Корабль далеко в открытом море. Неожиданно налетел ледяной порывистый ветер, засверкали молнии, и грянул гром. Бушует шторм… Когда мы очнулись, то поняли что находимся на необитаемом острове.

1.3. Упражнение «Необитаемый остров»

Цель : формирование умения принимать оценку себя со стороны .

На необитаемом острове задача одна – выжить. А выжить можно только рядом с людьми, которые умеют что – то делать, обладают замечательными личностными качествами. Каждый из участников должен выбрать себе двух напарников и объяснить свой выбор. Одни и те же ребята могут выбираться несколько раз.

Я вам хочу сказать : что взяла бы всех ребят с собой на остров, потому – что все необыкновенные и обладают огромным количеством прекрасных человеческих качеств.

1.4. Игра «Моя Вселенная» .

Вечером, когда все дела и заботы окончены, когда есть место для ночлега и мы укладываемся спать, через щели в крыше нашего шалаша видны звезды. Предлагаю, приблизится к звездам. Я раздам «форматки» для черчения, в центре листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать крупную букву «Я. Затем от этого «Я» - центра своей вселенной надо прочертить линии к звездам и планетам. В каждом лучике расположиться ответ на мои вопросы.

1. Мое любимое занятие…

2. Мой любимый цвет…

3. Моё любимое животное…

4. Мой любимый друг…

5. Мой любимый звук…

6. Мой любимый запах…

7. Моя любимая игра…

8. Моя любимая одежда…

9. Моя любимая музыка…

10. Моё любимое время года…

11. Что я больше всего на свете люблю делать…

12. Место, где я больше всего на свете люблю бывать…

13. Мой любимый певец или группа…

14. Мои любимые герои…

15. Я чувствую у себя способности к …

16. Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете…

17. Лучше всего я умею…

18. Я знаю, что смогу…

19. Я уверен в себе потому что…

Поздравляю вас, «Звездная карта» каждого показывает : у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее.

1.5. Заключительная часть. Релаксация.

1.6. Завершим : Аплодисментами по кругу.

Участники - учащиеся 7-8 классов (не более 10 человек), дети с заниженной самооценкой.

Цель занятия: формирование мотивации достижения успеха и уверенности в себе.

Задачи:

  • уяснить сущность достижения успеха;
  • создать ситуации осознания своего внутреннего мира;
  • закрепить чувство уверенности в себе и свои возможности.

Оборудование : карточки для оформления визиток (можно взять готовые визитки), «Волшебная шкатулка», ручки, карандаши, листы бумаги.

Ожидаемый результат: преодоление чувства неуверенности, работа в группе, публичное выступление (не обязательно для всех участников, так как это одно из занятий, планируемых по программе).

Ход занятия

1. Приветствие

Ребята! В нашей жизни часто бывают моменты, когда мы чувствуем себя неуверенно. Иногда мы стесняемся произнести какие-то слова вслух, боимся, что нас не так поймут. Давайте начнём наше занятие с приветствия. Приветствовать будем друг друга по кругу, произнося слова приветствия шёпотом, на ушко своему соседу.

А затем все вместе, громко произнесём услышанные слова.

2. Знакомство

После приветствия предложить выбрать себе карточку с именем по желанию («самая весёлая (-ый)», «самая красивая (-ый)»...). Имя должно отражать то, очём участники боятся сказать о себе вслух, сомневаются, испытывают чувство неуверенности. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное «имя» на время тренинга и немного рассказать о себе.

3. Введение в тему. Чтение притчи «Сам слепи свое счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

4. Обсуждение: Чему учит эта притча? (Высказываются участники по желанию).

5. Обобщение. В жизни все в наших руках, в любой ситуации у каждого есть свой выбор. Смысл этой притчи заложен в каждом, из предложенных ниже высказываний.

«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности. Человек бывает велик или мал, в зависимости от своей воли».(С. Смайлс)

«Истинное назначение человека - жить, а не существовать». (Стендаль)

«Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь». (Л. Н. Толстой)

6. Задание. Создать две группы по 5 человек

Представьте, что вы остались на два года в таком месте, где нет школы, нет компьютера, почти нет никакого общения, но есть библиотека, в которой можно найти литературу различного назначения. Что вы будете делать? Составьте программу вашей жизни на эти два года.

Познакомьте нас со своей программой.

7. Углубление темы. Каждый участник читает по одному пункту программы.

А вот какую программу составил для себя Л. Н. Толстой.

Теперь я спрашиваю, какою будет цель моей жизни в деревне в продолжении двух лет?

1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5. Изучить историю, географию и статистику.
6. Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

8. Обсуждение. Вопросы для обсуждения.

1. В каком случае жизнь наполнена смыслом, а когда бессмысленна? (Человек должен иметь определённые цели)

2. Когда человек добивается поставленных целей? (Если верит в свои силы и работает над собой) Самое главное, надо поверить в себя сейчас, сегодня. Для этого давайте выполним несколько упражнений

9. Упражнения

«Волшебная шкатулка» Психолог предлагает детям достать из шкатулки карточки с написанными на них утверждениями и прочитать, что там написано, сопровождая чтение словами: «ты согласен с этим утверждением?» Ребенок может согласиться, засомневаться или отказаться. Задача психолога, с одной стороны, поддержать ребенка, с другой - убедить в том, что это качество у него присутствует.

Закрепление результата предыдущего упражнения.

Каждому участнику группы предлагается представить себя стоящим на сцене Ребенок становится лицом к «зрителям» и три раза произносит фразу, прочитанную в предыдущем упражнении, например: «Я всё смогу», «Я самый хороший!» и так далее. Причем первый раз тихо, второй раз - громче, а третий - очень громко. «Зрители» встречают «выступления» бурными апло¬дисментами и криками «Браво!»

10. Завершение

Спросить у участников, как они чувствовали себя на «сцене». Обменяться своим настроением и чувствами, полу¬ченными на занятии. Психолог предлагает дома вырезать из старых журналов картинки, соответствующие достоинствам детей, сделать коллаж и повесить его на видном месте и постоянно работать с ним.

11. Вывод

Заключительное слово психолога. Достигая в жизни своих целей, человек чувствует себя счастливым. Но жизнь сложна. Преодолевать трудности, с честью выходить из трудных ситуаций поможет вам ваша вера в себя, умение творчески подходить к себе и к своей жизни.

Ведь чем бы вы ни занимались, ваша деятельность будет вам приносить радость только тогда, когда будете получать удовлетворение от работы, видеть результаты своего труда, стремиться улучшать, совершенствовать себя. Удовлетворение от выполняемой работы, радость при общении с людьми - важнейший момент вашей жизни, один из залогов человеческого счастья.
А превратить тёмную, маленькую комнату в светлый, уютный «свой мир» - разве не творчество и счастье?

Посмотреть на себя в зеркало, увидеть недостатки, суметь их исправить - разве не творчество?
Улыбнуться грустному пассажиру в автобусе и получить в ответ улыбку - разве не счастье?
И если вы почувствуете, что можете развивать и расширять свой творческий потенциал, слушать своё сердце и разум, творить себя и окружающий мир по законам красоты, то всё, о чём мы с вами разговаривали, - не зря.

Счастья и красоты вам!

Используемая литература

  • Автор-составитель Н. Н. Лубянова «Мир мужественности, женственности и красоты» Издательство «Учитель» Волгоград 2007
  • Журнал «Воспитательная работа в школе» № 3 2009
  • Разделы сайта