Совершенствование логистической системы на предприятии нефтехимической промышленности. Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов Анализ и совершенствование логистической деятельности на предприятии

Развитие теоретических исследований и накопленный большой практический опыт в управлении логистическими процессами позволяют расширить потенциальные возможности как в области разработки конкретных рекомендаций, так и в области обобщения имеющегося материала.

В настоящее время в промышленно развитых странах уже не стоит вопрос популяризации и внедрения новой концепции. Ее реализация в хозяйственной деятельности принимает все более массовый характер. В таких условиях наблюдается возрастающая потребность в разработке универсальных правил, помогающих совершенствовать уже действующие системы. Каждое правило отражает природу и методологию логистики. Вот некоторые из них:

  • 1. Логистику следует рассматривать как целостную систему. В управлении использовать комплексный подход. Другими словами, пытаться ликвидировать не отдельные недостатки, например большие складские запасы или неритмичность поставок, а решать логистические проблемы в комплексе, учитывая взаимосвязи и взаимозависимости в процессе функционирования всей логистической цепи.
  • 2. Перед каждой логистической системой, руководствуясь рыночной концепцией предприятия, необходимо ясно формулировать текущие и стратегические цели. Например, в качестве целей можно выдвинуть: расширение ассортимента товаров и круга покупателей, ускорение оборачиваемости ресурсов (материальных, денежных), повышение качества продукции, улучшение обслуживания клиентов, снижение затрат, совершенствование управления и т. д.
  • 3. В основе концепции логистики лежит право выбора. Поэтому для достижения поставленных целей в любых ситуациях необходимо разрабатывать несколько вариантов стратегических программ или оперативных действий.
  • 4. Чтобы держаться в рамках избранной концепции, следует эффективно использовать именно логистический инструментарий управления производственно-экономическими системами.
  • 5. Необходимо постоянно повышать уровень механизации и автоматизации работ, связанных с логистикой. Уменьшение ручного труда влечет за собой повышение производительности труда, снижение рисков и себестоимости выполняемых работ. Кроме того, открываются широкие потенциальные возможности внедрения новых технологий и совмещения при необходимости с другими производственно-экономическими системами.
  • 6. Добиваться ритмичности в работе в целом по системе и синхронности функционирования соответствующих подсистем. Этого можно достичь различными путями:
    • если система имеет высокий уровень механизации и автоматизации, то работа проводится в основном в области технических и технологических согласований;
    • если в системе определяющим является физический труд, то ритмичности можно добиться путем введения скользящего графика работы, временного привлечения дополнительной рабочей силы и т. д.
  • 7. Стремиться в полном объеме освоить логистические системы “точно в срок” и “от двери к двери”, которые являются базовыми. Они предоставляют возможность минимизировать затраты на приобретение, складирование, перевозку, перевалку и другие операции, необходимые при доставке продукции от поставщика до потребителя. Кроме того, у потребителя значительно снижаются затраты на дополнительную переработку продукции и подготовку ее к производственному потреблению. Все это является сильным мотивационным стимулом для потребителя при выборе поставщика.
  • 8. Необходимо оптимизировать работу парка транспортных средств, руководствуясь не интересами транспортных служб, а целями данной логистической системы и запросами потребителей.
  • 9. Постоянно проводить работу по повышению профессиональной компетентности специалистов предприятия в области логистики. Даже служащие, не связанные с выполнением логистических функций, должны понимать и разбираться в данной концепции, с тем чтобы вольно или невольно не противодействовать ее осуществлению на своем предприятии.
  • 10. Степень выполнимости принимаемых решений значительно повышается, если к решению логистических проблем, возникающих в процессе деятельности, привлекать рядовых исполнителей. У последних возникает чувство причастности к процессу управления логистической системой. Кроме того, привлечение рядовых сотрудников к разработке решений позволяет детализировать отдельные процессы, а значит более глубоко изучить все потенциальные возможности при выполнении тех или иных работ.
  • 11. Для достижения объективности в оценке выполняемых действий и разрабатываемых программ в необходимых случаях следует привлекать внешних консультантов и экспертов. Их независимость повышает гарантии поиска правильных решений в сложных вопросах управления логистикой.
  • 12. Для корректировки в процессе управления необходимо регулярно выявлять и оценивать ущерб от ошибок и рекламаций, которые возникают в ходе логистической деятельности. Чтобы эта работа действительно проводилась качественно, для ее выполнения в распоряжении пользователей имеется широкий арсенал экономико-математических и экономико-статистических методов, а также вычислительной техники.

Вообще следует заметить, что важной составной частью успешного функционирования логистики является более эффективное по сравнению с другими производственно-экономическими системами использование трудовых ресурсов. Применение логистической концепции значительно повышает производительность труда как в сфере обращения, так и в сфере производства.

По оценкам специалистов, в Соединенных Штатах Америки в ежегодном общем увеличении производительности труда половина достигается за счет распространения логистической концепции.

Труд в сфере физического управления материальными ресурсами традиционно не рассматривается как привлекательный. Если работы слабо механизированы, то большой объем физического труда не позволяет достичь показателей, соответствующих современным требованиям. С другой стороны, непродуманное вложение средств в автоматизацию и механизацию может привести к необоснованному повышению себестоимости выполняемых работ. Переработка и доставка продукции по стоимости может сравняться с ее производством. Это невыгодно никому: ни покупателю, ни поставщику. На сегодняшний день лишь применение логистической концепции позволяет в каждом конкретном случае оптимально развивать соотношение между физическим и нефизическим трудом (механизированным, автоматизированным и интеллектуальным).

Контрольные вопросы

  • 1. Чем вызвана потребность разработки универсальных правил, помогающих совершенствовать действующие логистические системы?
  • 2. Охарактеризуйте первое и второе правила совершенствования логистических систем.
  • 3. Охарактеризуйте третье, четвертое и пятое правила совершенствования логистических систем.
  • 4. Охарактеризуйте шестое и седьмое правила совершенствования логистических систем.
  • 5. Охарактеризуйте восьмое, девятое и десятое правила совершенствования логистических систем.
  • 6. Охарактеризуйте одиннадцатое и двенадцатое правила совершенствования логистических систем.
  • 7. Какова связь логистики с эффективным использованием трудовых ресурсов?
  • 8. Какова роль логистики в оптимизации соотношения между физическим и нефизическим трудом?

    Териотические аспекты логистических потоков 5

1.1 Сущность,виды, функции логистических потоков и их классификация 6

1.2 Материальные потоки предприятия 12

2. Организация логистического обслуживания ОАО «Гомельобои» 14

2.1 Краткая характеристика ОАО «Гомельобои» 14

2.1.1 Назначение предприятия 14

2.1.2 Организационная структура предприятия……………..…………………………………………………………18

2.2 Построение микрологической системы предприятия………………………………………………………………………………………………………………………………………..21

2.3 Расчет оптимального размера заказа на комплектующие изделия……………………………………….27

3.Совершенствование логистических процессов

3.1 Разработка мероприятии по сокращению длительности оборота материальных ресурсов на предприятии…………………………………………………………………………………………………………………………………....35

3.2 Определение эффекта и оценка экономической эффективности разработанных мероприятий………………………………………………………………………………………………………………………………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Производство материальных благ, является основой существования и развития человеческого общества и не может функционировать без постоянного и своевременного его обеспечения средствами производства (сырьем, материалами, топливом, машинами и оборудованием и т.д.). Современная производственно-экономическая деятельность характеризуется высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией.

Основной целью любого предприятия является получение наибольшей прибыли путем реализации имеющихся конкурентных преимуществ и минимизации сопутствующих этому расходов. При этом под конкурентными преимуществами понимается целый комплекс совместно работающих факторов, от уникальности товара или услуги на рынке до работающей как часы службы послепродажного обслуживания. Все вместе эти факторы направлены на повышение той ценности, которую получает покупатель.

Общая тенденция такова, что ценность товара для покупателя определяется не только свойствами самого товара, но и тем, когда и как покупатель получает этот товар. Поэтому успешность функционирования предприятия во многом зависит не только от качества технологий управления его производственно-хозяйственной деятельностью, но и от эффективного управления всеми товарно-материальными потоками, начиная от закупок материальных ресурсов и заканчивая доведением готовой продукции до конечных потребителей.

Современные подходы к управлению материальными потоками, позволяющие оптимизировать процесс товародвижения от материального обеспечения до сбыта готовой продукции способны обеспечить эффективную реализацию производственных процессов в развивающейся рыночной среде. Особую значимость приобретает проблема обоснования необходимости использования логистического подхода к формированию системы обслуживания производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Управление материально–техническим обеспечением предприятия и сбытом продукции, то есть всем спектром логистических процессов является актуальным вопросом для любого предприятия и развития народного хозяйства страны в целом.

Целью работы является исследование организации логистического облуживания предприятия и разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

    рассмотреть материальные и информационные потоки;

    провести анализ основных аспектов организации логистического обслуживания;

    разработать мероприятия по оптимизации логистического обслуживания.

Предметом исследования данной курсовой работы является организация логистического обслуживания предприятия.

Объектом анализа является предприятие???????????.

Методами исследования, использованными в процессе работы, явились экономико-математические и статистические методы, в том числе аналитический и синтетический подходы.

Информационной базой исследования послужили нормативные документы, статистические материалы данные бухгалтерских балансов, финансовая отчетность и прочие материалы, характеризующие состояние финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гомельобои».

    Теоретические аспекты логистических потоков

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина - переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

1.1 Сущность, виды, функции логистических потоков и их классификация

При использовании логистического подхода объектом управления становится поток – множество, совокупность объектов воспринимаемая как единое целое. Этот факт признается во всей, многочисленной на сегодняшний день литературе по логистике. Ученные единодушны во мнении, что поток является не только главной категорией логистики, но и в сочетании «управление потоком» становится основным логистическим инструментом. Несмотря на это, для описания потоков дается лишь самая простая классификация (внешнии- внутринии, непрерывный – дискретный, детерминированный стахостическии, стабильный – нестабильный, стационарный – нестационарный, равномерный – неравномерный, периодически – непериодическии, ритмичный – неритмичный, простой – сложный, управляемый – неуправляемый). Научное управление потоками требует упорядочения и формализации всего многообразия потоков.

Основными параметрами, характеризующими поток, выступают:

    Начальный пункт потока (а);

    Конечный пункт потока (b);

    Траектория пути (F);

    Длина пути (D);

    Скорость пермещения объектов потока (V);

    Время (t);

    Промежуточные пункты (q);

    Интенсивность потока (λ).

Пусть р - поток, S – логистическая система. Тогда состояние потока, может быть охарактеризовано с помощью каких-либо численных переменных (его параметров) как функция от времени:

P(a, b, F, D, q, V, λ) = f(t)

Основным параметром характеризующим поток, является его плотность, представляющая собой количество перемещаемых объектов в единицу времяни.

Существующую классификацию потоков можно представить в виде двух укрупненных видов потоков: детерминированных и стохастических.

Детерминированные потоки – это потоки, значения параметров которых являются определенными на любой момент времени. Интервалы между событиями являются строго одинаковыми и равными определенной неслучайной величине - ζ. Поэтому детерминированные потоки также называют регулярными.

Стохастические потоки – потоки, значения параметров которых являются случайными величинами. В том или ином состоянии система находится с некоторой вероятностью Р.

Детерминированный поток довольно редко встречается на практике; он представляет определенный интерес как предельный случай для других потоков. Вообще в природе не существует совершенно не случайных процессов, но есть процессы, на ход которых случайные факторы влияют так слабо, что при описании состояния системы ими можно пренебречь. Однако существуют и такие процессы, где случайность играет основную роль. Между двумя крайними случаями лежит целый спектр процессов, в которых случайность играет большую или меньшую роль. Учитывать или не учитывать случайность потока зависит, в основном, от того, какая практическая задача решается.

Классификация логистических потоков

Логистические потоки в общем можно разделить на четыре группы:

    Материальные;

    Информационные;

    Финансовые;

    Поток услуг.

Объектом изучения логистики как науки являются материальны потоки и соответствующие им финансовые потоки и информационные. При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие материальные потоки является ключевым в логистике.

Материальный поток – это материалы, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). материальные потоки могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами материальных потоков могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие материальных ресурсов, продукции и операций с ними. В табл. 2.1 приведена одна из возможных классификаций материальных потоков.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный и финансовый потоки. Информационный поток – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, предназначенный для реализации управляющих функций. В табл.2.2 приведена одна из возможных классификаций информационного потока.

Между материальными потоками и информационными не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. Информационный поток может опережать материальный (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный.

Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока . Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей. Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в табл. 2.3.

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собойколичество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

УДК 658.7 (075.8)

А.В. Фадеева

кафедра «Менеджмент организации», Институт финансов, экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный

университет»

Е.А. Боргардт

канд. экон. наук, доцент, кафедра «Менеджмент организации», ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный

университет»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье обоснована необходимость построения новой интеграционной системы взаимодействия участников логистической цепи поставок. В ходе исследования автором были выявлены основные проблемы, препятствующие эффективности логистических процессов АО «АВТОВАЗ». Были определены основные направления совершенствования отношений между поставщиками комплектующих изделий и автопроизводителями. Разработаны практические рекомендации, обеспечивающие повышение эффективности логистической цепи поставок.

Ключевые слова: логистическая цепочка поставок, материальный поток, внутрипроизводственный поток, поставщик автокомпонентов, система «Just in Time».

A.V. Fadeeva, Togliatti state University

E.A. Borgardt, Togliatti state University

THE IMPROVING LOGISTICS PROCESSES THE AUTOMOTIVE INDUSTRY

Abstract. In paper substantiates the necessity of constructing a new system integration of interaction of participants logistic of the supply chain. In the course researches of the author identified the major problems hindering the efficiency of logistics processes of AO "AVTOVAZ". Identified been the major directions of improving of relations between suppliers of components and automakers. Practical recommendations were developed to increase the efficiency of the logistics supply chain.

Keywords: logistics supply chain, material flow, intraproductive the flow, a supplier of automotive components, the system «Just in Time».

Углубление специализации предприятий, интеграция и глобализация экономики, усложнение взаимосвязей между субъектами экономических отношений вызывают необходимость активного поиска и совершенствования подходов к решению проблем управления хозяйственной деятельностью на отечественных предприятиях, в т.ч. автомобильной промышленности.

Современные экономические условия характеризуются изменением отношений между производителями и поставщиками автокомпонентов, оптимизацией хозяйственных связей внутри отдельных автомобилестроительных предприятий, изменением дилерских систем .

Сложность, многоплановость и важность проблем эффективного функционирования автомобильной промышленности России обусловили актуальность исследования. Отечественным автопроизводителям необходимо построить новую интеграционную систему взаимодействия всех заинтересованных участников, что будет способствовать созданию гибкого производства, которое может достаточно быстро реагировать на потребительский спрос, повышению качества производимой продукции, оптимизации себестоимости отечественных автомобилей, которая является одним из важнейших факторов конкурентоспособности в рыночной среде.

Другим конкурентным преимуществом предприятия является степень его гибкости, т.е. возможность своевременно и в полной мере адаптироваться к изменениям условий внешней среды, насколько быстро оно сможет менять номенклатуру и качество производимой продукции в зависимости от потребностей клиентов, поскольку это один из существенных факторов, обес-

печивающих выживание и развитие предприятия на рынке. Большинство исследователей считают, что в условиях рыночной экономики гибкость и адаптивность производственной системы - непременное условие повышения эффективности производства.

А.П. Градов, А.Г. Берман, В.Н. Васильев и Т.Г. Садовская определяют гибкость, исходя из понятия технического уровня производства, его оснащенности. А.И. Машистов, Г.А. Матросов, И.Н. Омельченко, Е.М. Карлик, Е.Ш. Гельгор, А.С. Жогин придерживаются мнения, что гибкость, характеризуется способностью оперативно реагировать на потребности рынка. Э.А. Са-тель, В.М. Кован, А.А. Кохтев, С.А. Хейман, О.Г. Туровец, В.Н. Родионова, В.Н. Самочкин считают, что гибкость - это способность системы к ее многократному использованию при выполнении различных поставленных перед ней задач. В целом исследования в области гибкости показали, что можно выделить три основных подхода к ее определению (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные группы гибкости и их содержание

Характер изменений, возникающих в производственных системах, и необходимая степень ее гибкости определяются требованиями производственной программы. В ходе исследования было выделено четыре группы изменений:

a) изменение структуры товарного микса (изменение объема выпуска продукции по отдельным товарным линиям при сохранении общего объема);

b) изменения объема выпуска по отдельным товарным линиям с одновременным увеличением общего объема;

c) расширение ассортимента выпускаемой продукции, увеличение товарных линий;

ф полная или частичная замена выпускаемой продукции (вариация, дифференциация товара).

Изменения, входящие в первые три группы, характеризуют способность производственных систем к принятию оперативных решений. Возникающая в этом случае перестройка, как правило, незначительна и носит локальный характер. Возможность выполнения любого из решений по изменению объема выпускаемой продукции при сохранении структуры системы можно рассматривать как оперативную гибкость.

Последняя группа изменений обусловлена планом перспективного развития производственных систем. Освоение новых изделий - сложный и противоречивый процесс. Он оказывает существенное влияние на экономику предприятия. Способность к освоению новой продукции в минимальные сроки при минимальных затратах характеризует перспективную (стратегическую) гибкость производственных систем. Очевидно, что предприятие может обладать значительной оперативной гибкостью и быть неприспособленным к освоению новых изделий. Естественно, что, с точки зрения оценки способности развития предприятия, наиболее важным является показатель стратегической гибкости.

Еще одним фактором конкурентоспособности предприятия является своевременность выполнения заказа, что обеспечивается ритмичностью производства. Под ритмичной работой понимается систематическое выполнение всеми подразделениями предприятия плана выпуска продукции соответствующего ассортимента и качества по заранее установленному графику, предусматривающему соблюдение сроков выпуска продукции, бесперебойное протекание производственного процесса и полное использование производственных ресурсов. Как правило, ритмичная работа всех структурных подразделений предприятия обеспечивает равномерный выпуск продукции, что позволяет осуществлять своевременные поставки продукции потребителю, формируя тем самым конкурентные преимущества. Нарушение ритмичности производства приводит к срыву плана поставок по договорам. Неритмичная работа дезорганизует производство, вызывает сверхурочные работы, перерасход заработной платы, падение трудовой дисциплины и ухудшение качества продукции. Ритмичная работа является одним из важнейших условий рационального использования живого и овеществленного труда, и, следовательно, эффективности деятельности предприятия.

Построение интеграционной системы взаимодействия предприятий возможно на основе логистической концепции. Потенциал, которым обладает логистика, дает возможность реализовывать целевые установки компаний в рамках их миссий, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. Именно организация снабжения, производства и сбыта на принципах логистики обеспечивает желаемые уровни гибкости предприятия и ритмичность работ.

Логистика позволяет рационально управлять запасами ТМЦ (товарно-материальных ценностей) и готовой продукции, способствуя оптимизации общих затрат и снижению цен, что усиливает конкурентные позиции промышленных предприятий на рынке. Логистический менеджмент обеспечивает эффективную координацию объемов закупок материальных ресурсов и производства готовой продукции с прогнозируемым (на основе маркетинговых исследований) объемом продаж.

Одним из важных условий логистики в повышении эффективности работы промышленных предприятий и ее конкурентоспособности является соблюдении требований, указанных на рисунке 2. Одним из основных предприятий отечественного автопрома выступает АО «АВТОВАЗ», повышение конкурентоспособности которого повлечет за собой увеличение занимаемой доли автомобильного рынка, что окажет положительное влияние на ВВП Российской Федерации.

Рисунок 2 - Логистические требования для повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

На данный момент, исследуя логистические процессы предприятия АО «АВТОВАЗ», можно отметить их низкую эффективность, которая обусловлена рядом проблем, таких как:

a) отсутствие гибкости в производстве узлов и агрегатов для автомобилей;

b) слабая логистика внешних поставщиков (например, поставщика комплектующих для АВТОВАЗа АО «Полад»);

c) большая цепочка ответственности по обеспечению конечного потребителя (цехов производства двигателей);

d) выдача на линии сборки комплектующих изделий в тарных местах в потребности более суток;

e) большой объем НЗП в производственных цехах;

f) большая цепочка ответственности по обеспечению конечного потребителя GM-AVTOVAZ.

Проблема отсутствия гибкости в производстве узлов и агрегатов для автомобилей сейчас обусловлена тем, что обеспечение ведется согласно информационной системе «КХП» равномерно по суткам вне зависимости от запуска главного конвейера (ГК). Целью решения данной проблемы является удовлетворение потребности потребителя «точно в срок» в соответствии с системой JIT (Just in Time), с минимальными запасами на линии, при этом запас на линии сборки должен составлять 2-4 часа. Для достижения поставленной цели необходимо провести следующие мероприятия.

1. Внедрить вытягивающую информационную систему «Kanban», которая обеспечит непрерывность материальных потоков при отсутствии запасов. В этом случае запасы производства поступают небольшими партиями в нужные места логистических производственных процессов, исключая склады промежуточного хранения, а готовые товары отгружаются покупателям по мере производства.

2. Добиться осуществления поставок комплектующих изделий и заготовок «точно во

время» по системе «Just in Time», под заказ плановой службы ПО ПД (производственного отдела производства двигателей), а не по информационной системе «КХП». Так как информационная система «Контроля хода поставок» обеспечивает линию сборки каждые сутки равномерно, не учитывая запуска главного конвейера, происходит переизбыток или нехватка запасов на линии. Это ведет к негативным последствиям, так как требуются дополнительные места для складирования и человеческие ресурсы для контроля сохранности запасов, а также увеличиваются затраты и риски, связанные с хищениями и простоями. Осуществляя поставки по системе JIT под заказ плановой службы ПО ПД, можно будет добиться поступления КИ (комплектующих изделий) и заготовок на сборочную линию в требуемое время и при нужном объеме, с учетом работы или остановки главного конвейера, что позволит избежать потерь.

Из проблемы отсутствия гибкости в производстве узлов и агрегатов для автомобилей вытекает проблема большого объема НЗП (незавершенного производства) в производственных цехах, характеризующаяся нахождением комплектующих в заделе около линии механической обработки, что оказывает негативный эффект на выполнение работ. Поэтому необходимым условием для результативной работы служит снижение НЗП в цехах. Повышение производительности труда можно будет достичь выдачей заготовок строго на сменное задание, которое гарантировано должно быть сдано на склады ПО ПД. Отсюда следует, что норма в линии постоянна и готовая продукция равна полученной заготовке со склада.

Другая проблема - большая цепочка ответственности по обеспечению конечного потребителя (цехов ПД), где в данный момент обеспечение ПД производится через посредников (склады ДпЛ (Дирекции по логистике) покупных ТМЦ) под общим управлением логистикой производства двигателей, решение которой заключается в передаче заказа от инженера ПО ПД напрямую поставщику. Существующая схема последовательности создания заказа на комплектующие представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Существующий процесс формирования заказа на комплектующие

Анализ процесса формирования заказа выявил, что из-за посредников происходит дублирование функций, в связи с чем происходит аритмичность работы, которая заключается в несвоевременной поставке КИ и заготовок. Таким образом, оптимизировав цепочку ответственности (рис. 4), можно добиться бесперебойного ритмичного производства, благодаря чему сократиться время простоев, которое возникает из-за несвоевременной поставки. Так как у ПО ПД около 50 внешних поставщиков, данная оптимизация вполне оправдана и не будет затруднять работу по передаче заказа.

Слабая логистика внешних поставщиков заключается в неритмичной поставке и задержках по времени (например, АО «Полад»). Возможным решением данной проблемы является организация поставок по системе «точно в срок». С этой целью предлагается проведение логистического аудита у поставщиков, не удовлетворяющих поставленным требованиям, что позво-

лит провести комплексную проверку эффективности логистических работ, в ходе чего будут выявлены «проблемные зоны». В результате логистического аудита в отчете представятся наработанные организационные, технические, информационные и технологические рекомендации для улучшения логистики поставок с применением концепции "Just in Time". Ожидаемый эффект - сокращение времени простоя по причине несвоевременной поставки от 5% до 60% на различных конвейерах.

Рисунок 4 - Оптимизированный процесс формирования заказа

Также немаловажной проблемой выступает выдача на линии сборки КИ в тарных местах в потребности более суток. Поступая от поставщиков, КИ выдаются тарным местом, что является неоправданным, т.к. комплектующие приходят в больших тарах, а их количество составляет в потребности более чем в сутки. Решить данную проблему позволит внедрение специализированной мерной тары (КЬТ) для максимального количества номенклатуры. Переход на мелкую тару (КЬТ) от поставщика даст возможность получения КИ по мере требования в необходимом объеме и в нужное время. Поскольку тара будет рассчитана на тот объем комплектующих, который был заказан для производства, тем самым сократится время их «пролеживания», занимаемая площадь для хранения и оптимизируются затраты на эти логистические процессы. Благодаря этому можно будет достигнуть выдачи комплектующих изделий в производство только на требуемый запуск, что составляет не более 2-4 часов.

Проблема большой цепочки ответственности по обеспечению конечного потребителя вМ-АУТОУА2 занимает не последнее место. Состояние на текущий момент: готовый силовой агрегат поступает на склад ПО ПД, затем перевозиться на соседний склад ДпЛ, потом только грузится в а/м и поставляется на вМ (рис. 5). Поставленная цель - осуществление прямой отгрузки со складов ПО ПД на вМ-АУТОУАг (рис. 6).

Рисунок 5 - Существующая схема отгрузки готовой продукции на GM-AVTOVAZ

I I Склад МСП

«юрочиая линия

Рисунок 6 - Оптимизированная схема отгрузки готовой продукции на GM-AVTOVAZ

Это позволит добиться следующих результатов:

a) снижение объемов НЗП на 2 млн руб., которые будут оптимизированы благодаря прямой поставке, без задержки и перевозки с одного склада на другой;

b) высвобождение площади в 80 м2 под проект Vesta (данные площади занимаются складом ДпЛ);

c) оптимизация персонала на 2 человека, занятых на складе, принадлежащем ДпЛ.

Таким образом, в результате исследования были выявлены проблемы организации логистических процессов АО «АВТОВАЗ», которые препятствуют повышению их эффективности. В результате были предложены мероприятия по совершенствованию работы с поставщиками автокомпонентов, оптимизации входящих, внутрипроизводственных и исходящих потоков, сокращению объемов НЗП в производственных цехах. Данные рекомендации могут стать основой повышения эффективности всей логистической цепочки поставок.

Список литературы:

1. Кузнецов В.Н., Сярдова О.М. Управление заказами в цепи поставок предприятий автомобильной промышленности // Экономические науки в России и за рубежом. - 2014. - № XIV. - С. 58-61.

Литвинова О.И.

ORCID: 0000-0003-2844-6023, Кандидат экономических наук, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты применения логистического подхода, исследованы проблемы, возникающие в результате интеграции логистических операций, при осуществлении взаимодействия участников логистических систем. Предложены пути совершенствования процессов в цепях поставок, направленных на оптимизацию затрат.

Ключевые слова: логистическая система, цепь поставок, стандартизация процессов.

Litvinova O.I.

ORCID: 0000-0003-2844-6023, PhD in Economics, Siberian State Automobile and Highway Academy

PERFECTION OF MANAGEMENT BY LOGISTIC SYSTEMS ON BASIS OF STANDARDIZATION OF PROCESSES

Annotation

The theoretical aspects of application of logistic approach are considered in the article, problems arising up as a result of integration of logistic operations are investigational, during realization of cooperation of participants of the logistic systems. The ways of perfection of processes is offered in the chains of the deliveries sent to optimization of expenses.

Keywords: logistic system, chain of deliveries, standardization of processes.

Современный этап развития экономики в России свидетельствует о необходимости поиска методов и подходов, позволяющих создавать дополнительные конкурентные преимущества на рынке. Логистическая концепция как управленческий подход, предполагает объединение совокупности взаимосвязанных элементов в один процесс управления материальными и сопутствующими потоками, при этом «задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и/или внешними целями», дает возможность снижать затраты, совершенствовать качество предоставления услуг и качество продукции, повышать эффективность деятельности предприятий и организаций .

Актуальность применения логистического подхода обосновывается развитием логистических концепций, в связи с совершенствованием технологий в различных сферах. Традиционные функциональные области логистики интегрируются в единый процесс, объединяя различные виды деятельности: транспортировку, информационную составляющую, управление запасами, складированием, грузопереработку и упаковку, с целью создания потребительной стоимости с наименьшими общими издержками.

Интеграция в управлении логистическими процессами выражается в сведении интересов и действий всех участников воспроизводственного процесса в ресурсопроводящую систему, функционирующую в единой информационной среде. Взаимодействие всех участников в такой системе направлено на удовлетворение потребностей потребителя, обеспечивая выполнение логистических операций и контроль в логистической системе (поставок, производства, распределения) для выполнения процесса с наименьшими затратами, в оптимальные для каждого потребителя сроки и с предоставлением максимально возможных сервисных услуг.

В отечественной литературе исследователями под объединенной логистической деятельностью понимается логистическая система функционирующая на разных стадиях управления. как – «сплошную организационно завершённую (структурированную) экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе управления материальных и сопутствующих им потоков элементов – звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними цепями организации бизнеса и (или) внешними цепями» .

А.Н. Родников определяет логистическую систему как «адаптивную (самонастраивающуюся или самоорганизующуюся) систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции и логистические операции, состоящую, как правило, из нескольких подсистем и имеющую развитые связи с внешней средой» .

Управление логистической системой отличается достижением множественности целей, носящих оперативный характер. В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников, Е.С. Шершнев выделяют, шесть оперативных целей, достижение которых в первую очередь и предопределяет эффективность логистики: быстрая реакция, минимальная неопределенность, минимальный объем запасов, укрупнение (консолидация) перевозок, качество, поддержка жизненного цикла . К. Лайсонс и М. Джиллингем рассматривают управление в логистике не как отдельную функцию, а общую систему .

В свою очередь, системный подход рассматривается как упорядоченная и воспроизводимая процедура выработки решений, принимаемая к аналитическим проблемам любого рода и масштаба .

Необходимо отметить, что в западной литературе, наряду с понятием «логистическая система» наибольшее распространение получило понятие «логистическая цепь», как правило, они рассматриваются как синонимы. В терминологическом словаре А.Н. Родникова, под логистической цепью понимается «линейно упорядоченное множество физических и /или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».

Таким образом, логистическая деятельность в результате интегрирования функций логистики представляет определенную логистическую организационную структуру, формирование которой обуславливается отраслевой принадлежностью, стратегией управления и т.д.

В процессе осуществления деятельности участники логистических систем решают различные задачи по согласованию операций в цепях поставок, которые охватывают процесс товародвижения, от закупки до реализации готового продукта или услуги потребителю. Формирование единообразной процедуры деятельности для всех участников системы требует создания стандартов, способствующих координации и согласованию логистических операций на всех этапах цепи, более активному внедрению новейших технологий, и повышению безопасности процессов поставок, при этом готовность участников к кооперации и понимание своей роли в логистической системе – необходимое условие эффективного взаимодействия. Анализ существующих публикаций позволил выделить ряд возможных проблем, возникающих в процессе логистического взаимодействия в цепях поставок и предложить пути решения (табл.1)

Таблица – 1. Стандартизация и унификация требований к товарам

Для успешного функционирования логистической системы необходимо проанализировать фактически существую­щие операции и, на основании изменившихся требований, определить новые. Затем следует проанализировать существующие задачи и деятельность персонала (традиционная работа) и сформулировать новые требования к ним для новых операций (прогрессивная работа). Это позволит оценить возможность адаптации существующей структуры управления к новым бизнес-процессам . Схема процесса стандартизации логистических операций представлена на рисунке1.

Рис.1 – Процесс стандартизации логистических операций

Бизнес-процессами подлежащими описанию и стандартизации могут быть следующие: планирование транспортировки товара; доставка товара от поставщиков; складской учет полученного товара; доставка товара мелкооптовым потребителям; контроль за движением товара; контроль за поставками; разгрузка и приемка грузов; внутрискладская транспортировка и перевалка грузов; складирование, хранение грузов; комплектация (комиссионирование) заказов клиентов; отгрузка, транспортировка и экспедиция заказов; сбор и возврат тары (контейнеров и т.п.); контроль выполнения заказов; информационное обслуживание и т.д.

Таким образом, внедрение стандартов, образуя единое пространство, позволит эффективно управлять логистическими процессами в системе поставок и будет спо­собствовать, достижению взаимопонимания между участниками логистической системы.

Литература

  1. Миротин Л.Б., Сергеев В.И. Основы логистики: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2000.
  2. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике: Монография. - М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1997.
  3. Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. - М.: Инфра-М, 2000
  4. Ларионов В.Г. Мельников О.Н. Шершнев Е.С. и др. От тейлоризма до логистики, от логистики до интеллек- та (методологические аспекты современной логистики) / под общ. ред. В.Г. Ларионова, О.Н. Мельникова. – М., 2002
  5. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2005.
  6. Мильнер Б.З. Теория организации. – М., 1998.
  7. ЛитвиноваО.И. Эффективность труда преподавателей высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности вуза//диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. Омск, 2012

References

  1. Mirotin L.B., Sergeev V.I. Osnovy logistiki: ucheb. posobie. M. : INFRA-M, 2000.
  2. Sergeev V.I. Menedzhment v biznes-logistike: Monografija. - M.: Informacionno-izdatel’skij dom «FILIN», 1997.
  3. Rodnikov A.N. Logistika. Terminologicheskij slovar’. - M.: Infra-M, 2000
  4. Larionov V.G. Mel’nikov O.N. Shershnev E.S. i dr. Ot tejlorizma do logistiki, ot logistiki do intellek- ta (metodologicheskie aspekty sovremennoj logistiki) / pod obshh. red. V.G. Larionova, O.N. Mel’nikova. – M., 2002
  5. Lajsons K., Dzhillingem M. Upravlenie zakupochnoj dejatel’nost’ju i cep’ju postavok / Per. s angl. - M.: Infra-M, 2005.
  6. Mil’ner B.Z. Teorija organizacii. – M., 1998.
  7. LitvinovaO.I. Jeffektivnost’ truda prepodavatelej vysshih uchebnyh zavedenij kak faktor rosta konkurentosposobnosti vuza//dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk / Nauchno-issledovatel’skij institut truda i social’nogo strahovanija. Omsk, 2012

Логистическая система может быть построена для любой экономической системы, начиная от экономики отдельного государства или группы государств и заканчивая предприятием. Сформированы логистические системы нуждаются в постоянном совершенствованию. Трансформация и совершенствование существующей логистической системы называется реинжинирингом логистического процесса, или логистическим инжинирингом, целью которого является повышение уровня интеграции определенных аспектов логистической деятельности.

Процесс формирования (создания) логистических систем предполагает использование таких принципов системного подхода .

1. последовательного продвижения по этапам создания системы (система сначала должна исследоваться на макроуровне, то есть во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, то есть внутри своей структуры).

2. Согласование информационных, ресурсных и других характеристик систем проектируемых.

3. Отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и всей системы.

В процедуре формирования (или реинжиниринга) логистической системы выделяют стадии проектирования и планирования, которые, в свою очередь, делятся на определенные этапы, а также стадии реализации и контроля (рис. 3.11).

Рис. 3.11. Стадии и этапы формирования (реинжиниринга) логистической системы

Рассмотрим порядок формирования или реинжиниринга логистической системы предприятия.

На первой стадии разрабатывается проект логистической системы. Процесс проектирования начинается с этапа выявления проблем и определения целей системы, в результате формируется логистическая миссия и комплекс целей, которые должны достигаться в определенные периоды функционирования логистической системы предприятия, определяются возможные сферы его логистической компетенции и пути дальнейшего развития. Конкретные цели зависят от состояния предприятия и его стратегии. Исходя из структуры целей определяются задачи логистики в рамках предприятия и всей цепи поставок. Поставленные цели должны описывать конкретные параметры логистической деятельности, которые, как правило, представляют собой характеристики уровня логистического обслуживания. Например, подтверждение заказа в течение 2:00 после его поступления; доставка 98% заказов в течение 48 часов после поступления. Также определяется величина общих расходов для проектируемой системы.

На втором этапе проводится исследование макроэкономических факторов влияния и взаимоотношений логистической системы предприятия с внешней средой. Влияние окружающей среды можно анализировать по факторам:

Состояние соответствующих сегментов рынка и отрасли;

Деятельность конкурентов;

Условия для географического расположения логистической сети (рельеф местности, пути сообщения, расположение поставщиков и потребителей);

Изменение технологий (информационных, транспортировки, грузопереработки, упаковки) и доступность материальных ресурсов (энергоносителей и др.);

Состояние внешней логистической инфраструктуры (средства транспортировки, складирования, коммуникаций, кредитно-финансовая система, рынок логистических услуг и т.д.);

Тенденции развития сферы логистических услуг;

Государственное регулирование.

С учетом существующих предпосылок и ограничений определяется структура и конфигурация территориального расположения логистической сети, регулируются отношения ее участников.

На третьем этапе проектирования системы проводятся исследования на микроуровне, то есть логистической деятельности предприятия и его контрагентов. Изучению подлежит весь логистический процесс и каждая логистическая функция отдельно, виды материальных, информационных и финансовых потоков. Анализируются данные о структуре заказов, организацию их обработки, планирование потребностей в ресурсах, производственный потенциал и систему управления предприятия, об организации транспортного и складского хозяйства, структуру логистической цепи (участники, уровень интеграции), расходы (производства, складские, транспортные, упаковка и т.п.) , показатели выполнения логистических функций (уровень сервиса, оборачиваемость запасов, цикл выполнения заказа и т.д.). В результате выявляются резервы совершенствования логистической деятельности, определяется структура логистической системы предприятия (границы системы, состав ее компонентов) на основе сочетания информации, ресурсных и других характеристик системы, проектируемых и с учетом существующей и проектируемой организационной структуры и логистической инфраструктуры предприятия, а также передового опыта организации логистических систем. Определяются связи логистической системы и подсистем с другими подсистемами предприятия. Проектирование логистической системы происходит в параметрах пространства и времени. Поскольку важной характеристикой логистической системы является географическое расположение ее элементов, на данном этапе определяют конфигурацию логистической сети.

На следующем этапе проводится детализация на уровне подсистем, определяется их структура и взаимосвязи. В составе логистической системы выделяют следующие основные подсистемы: транспортные, складские, управление запасами, информационная, логистического обслуживания, логистического менеджмента. На этом этапе предприятие вместе с партнерами разрабатывает возможные технические и организационные решения по оптимизации производства, его гибкости, относительно содержания поставки и его организации, сбыта и структуры распределения, организации партнерских отношений, информационных потоков, обслуживание потребителей.

Пятый этап проектирования - синтез системы, а именно анализ различных вариантов компоновки подсистем в единую систему и выбор лучшего. Выбор производится на основе оценки и сравнения затрат и выгод альтернатив. Например, улучшить уровень сервиса путем сокращения цикла выполнения заказа предприятие может за счет использования дополнительного состава или увеличение страховых запасов на существующем составе. Для оценки проводится сравнение сокращение цикла выполнения заказов и необходимых логистических затрат по двум вариантам. Таким образом, на данном этапе осуществляется скоординированное формирование структуры логистической системы, которое устраняет конфликты между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Для стабильного функционирования логистической системы первостепенное значение имеет планирование логистических процессов, составляющими которого является планирование технологий и оперативное планирование. Логистическая технология - это стандартная последовательность выполнения отдельной логистической функции или логистического процесса в логистической системе .

Процесс планирования логистических технологий включает следующие этапы:

Сравнение вариантов и выбор рациональной последовательности выполнения операций с материальным потоком (технологий транспортировки, грузопереработки, складирование, упаковка и т.п.), операций с информационным и финансовым потоками (процедуры планирования потребностей и закупки ресурсов, управление запасами, обработки заказов и т.п.);

Определение перечня необходимой материальной инфраструктуры (транспортных средств, складского оборудования, средств автоматизации, вычислительной техники и других технических средств);

Выбор методического обеспечения (технологий, процедур, инструментов рациональной организации логистических процессов).

Методическое обеспечение логистики - это способы организации логистической деятельности, благодаря которым логистика становится ключевой сферой компетенции предприятия. В состав методического обеспечения логистических систем можно отнести:

Логистические технологии оптимизации управления потоками;

Информационные технологии;

Инструменты формализации и принятия логистических решений;

Процедуры координации;

Процедуры логистического обслуживания;

Средства совершенствования логистических цепей и операций. Логистические технологии оптимизации управления потоками в разных

литературных источниках и на практике называют также "концепциями", "системами". Среди этих технологий / концепций можно отметить следующие:

RP - Requirements / resource planning (планирование потребностей / ресурсов);

JIT - Just-in-time (точно в срок); новейшая реализация JIT - система быстрого реагирования (замена запасов информацией);

LP - Lean Production ("плоское" / "стройное" производство);

- Demand-driven Logistics (логистика, ориентированная на спрос),

SCM - Supply Chain Management (управление цепочками поставок)

- Time-based Logistics (логистика в реальном масштабе времени, направленная на сокращение логистического цикла) и др.

Указанным технологиям соответствуют достаточно распространенные системы и информационно-программные модули, например MRP, DRP, ERP, CSRP, OPT, CPR, SRL и и другие (подробнее - в разделах 7,8,9).

Формирование и организация функционирования современной логистической системы невозможны без информационных технологий. Именно благодаря развитию информационных систем и технологий, который обеспечивает автоматизацию технологических операций и принятия рациональных управленческих решений в режиме реального времени, логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на рынках экономически развитых стран. С этих позиций логистика должна строиться на базе современных информационных систем и технологий :

Технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов CALS И CASE;

Электронного документооборота (EDI технологий); интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; систем сканирования штрих-кодов и радиочастотной идентификации грузов (RFID)

Инструментарий логистики и сфера его применения :

Метод установления экономической величины заказа (партии поставки) ("формула Вильсона»);

АВС-анализ (для оптимизации систем управления запасами, формирования товарной политики и т.д.);

ХУ2-анализ и его модификация в сочетании с АВС-анализом (для оптимизации ассортимента продукции, при управлении запасами, поставками)

Метод кластерного анализа, основанный на принципах многофакторного анализа (для выбора поставщиков, перевозчиков, других участников логистических процессов);

Методы центра тяжести (гравитации) (для оптимизации распределительной сети, размещения складов, производств);

Метод полных затрат (полной стоимости) (для выбора производственных, транспортных, складских и других технологий);

Метод формирования эталонов (образцов, стандартов) (для разработки стандартов логистического обслуживания).

Вышеуказанные инструменты принятия решений в управлении логистическими процессами являются универсальными и могут использоваться в различных сферах логистической деятельности. Примеры их использования приведены в последующих разделах пособия, где будут рассматриваться функциональные сферы логистики.

Цель логистической системы достигается за счет координации действий ее компонентов (внутренней координации) и взаимодействия с внешними контрагентами (внешней координации), поэтому для эффективного ее функционирования необходимо создание координационного механизма.

Выделяют два направления достижения необходимого уровня координации в управлении логистическими потоками: 1) усиление взаимодействия между различными функциональными звеньями (службами) 2) организационные преобразования в структуре предприятия.

На практике эти направления дополняют друг друга, при этом используются различные методы координации с помощью разработанных процедур, регламентирующих действия менеджеров по управлению потоками (должностные инструкции, нормативные документы, определяющие задачи, полномочия и последовательность действий руководителей различных функциональных служб и их подчиненных по управлению материальными ресурсами и запасами на различных этапах их движения). Также с этой целью широко используются специализированные информационные системы, позволяющие оперативно согласовывать планы снабжения, производства и сбыта в долгосрочной и краткосрочной перспективе и обеспечивать сбалансированное текущее регулирование и контроль материальных и других ресурсов с учетом изменений. Подробнее об организации логистического управления - в главе 6.

Основой планирования и эффективного функционирования подсистемы логистического обслуживания является разработка процедур обслуживания. Под процедурами понимают способы и время обслуживания, они содержат описание сути каждой услуги, процессов ее предоставления и контроля качества и разрабатываются таким образом, чтобы обеспечить достаточный уровень качества обслуживания при минимальных затратах. Задокументированы и утверждены процедуры является базой стандартов логистического обслуживания на предприятии. Подробнее - в разделе 9.

В логистическом планировании и управлении применяются определенные средства совершенствования логистических цепей и операций (логистического инжиниринга). Ускорения выполнения логистических операций и снижения общих затрат достигается такими средствами :

Отсрочка операций;

Консолидация отправлений;

Оптимизация маршрутов.

Отсрочка операций уменьшает риск, связанный с ошибками в прогнозировании, поэтому решение о производстве или размещении запасов откладывается до получения заказа. Различают отсрочки производственных операций и логистических операций.

При отсрочке производственных операций производится стандартная (базовая) продукция в большом количестве (для получения экономии на масштабах), а завершающие операции (обработка, сборка, комплектация, упаковка изделия) откладываются до тех пор, пока не поступит конкретный заказ. Например, покраска готовых изделий может проводиться после доставки в конкретный регион с учетом требований потребителей; в розничных магазинах есть запасы только белой и предлагаются различные варианты тонировки краски для получения оттенка по выбору конкретного заказчика, что позволяет сократить номенклатуру запасов красок. Такой подход позволяет совместить преимущества массового производства и гибкое приспособление к индивидуальным запросам потребителей, уменьшается риск ошибок. Когда операции, завершают технологический цикл не сложные их целесообразно переносить в логистической цепи ближе к конечным рынков сбыта и конечную обработку продукции, в таком случае, можно проводить на складах.

Отсрочка логистических операций (или географических перемещений) - необходимые запасы удерживают на больших складах, а дальнейшее их перемещения выполняют только после получения конкретных заказов и максимально быстро доставляют продукцию потребителю. Например, в сети супермаркетов - доставка и установка бытовой техники; в ремонтном сервисе - доставка запчастей в сервисные центры с консигнационных складов. Это обеспечивает высокий уровень обслуживания с меньшими инвестициями в запасы. Возможность отсрочки логистических операций создается благодаря современным информационным технологиям, которые позволяют с большой точностью и скоростью выполнять заказ. Выбор формы отсрочки операций зависит от масштабов деятельности, стоимости продукта, влияния конкурентов и нужной скорости выполнения заказов.

В логистических системах менеджеры должны искать способы оптимальной консолидации отправлений для обеспечения полной загрузки транспортных средств, будет направлено на сокращение транспортных расходов. Однако для современных логистических систем, работающих в ответ на спрос, характерны небольшие и нерегулярные отправления грузов. Существует три способа обеспечить эффективную консолидацию отправлений :

По целевым рынком (сочетание небольших партий отправлений для разных потребителей, расположенных в одной рыночной зоне);

По графику поставок (грузы отправляют на конкретный рынок только по определенному графику);

По группам грузоотправителей, обслуживающих определенную рыночную зону.

Именно поэтому предметом логистического анализа и планирования является транспортировка грузов по определенному маршруту между пунктами отправления и назначения. Анализ маршрутов должно охватывать как объемы перевозок, так и число рейсов между пунктами, загруженность транспорта в обоих направлениях. Необходимо различными способами постоянно проводить:

Балансирование между перегруженными и недогруженными рейсами:

Изменять в случае необходимости перевозчика или вид транспорта;

Перераспределять перевозки грузов между собственным и привлеченным транспортом;

Увеличивать перевозок обратными рейсами и тому подобное.

Приведенные технологии и методические подходы (средства) используются как в стратегическом, так и в оперативном планировании логистической деятельности. В оперативном планировании усилия менеджмента сосредоточены на функциях, операциях, то есть конкретных исполнительных действиях, например, на процессах распределения.

Особой сферой функционирования логистической системы является информационная подсистема. Объектом логистической информационной системы (информационной логистики) является информационный поток. Управление этим потоком может касаться выполнения операционных логистических функций (хранение, передача, обработка информации) и выполнение стратегических задач логистической системы (решений в отношении участников логистической цепи, выбор технологий и т.п.). Логистические информационные системы могут создаваться с целью управления потоками как на уровне предприятия (микроуровне), так и на макроуровне (региона, страны и т.д.). Информационные системы делят на две подсистемы: функциональную и обслуживающую (подсистему обеспечения). Функциональная подсистема - это совокупность решаемых задач. Подсистема обеспечения логистической информационной системы включает следующие элементы:

Техническое обеспечение;

Информационное обеспечение (справочники, кодификаторы, каталоги и т.п.);

Программно-математическое обеспечение.

Информационные подсистемы в логистике направлены на быструю адекватную реакцию на требование рынка, отслеживание по маршруту доставки, оптимизацию функций с целью качественной доставки и своевременной поставки и прочее. Логистические информационные системы делятся на три группы.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управления условно-постоянными, то есть данными, мало изменяются; планирование производства; общее управление запасами, управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутренним складским транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, что позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и тому подобное.

При построении логистических информационных систем необходимо соблюдать следующие основные принципы.

- Принцип использования аппаратных и программных модулей (позволит: обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на различных уровнях управления; повысить эффективность функционирования логистических информационных систем; снизить их стоимость; ускорить их построение).

- Принцип возможности поэтапного создания системы (современные логистические информационные системы требуют постоянного развития поэтому при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач).

- Принцип четкого установления мест стыка (в местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики).

- Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

- Принцип приемлемости системы для пользователя диалога "человек - машина".

Современные информационные технологии в логистике, как системы поддержки решений, экспертные системы, управленческие программы и другие обеспечивают возможность для эффективного анализа технико-экономических и управленческих процессов; их моделирования, подготовки и представления информации для последующего принятия решения. Применение современных информационных технологий позволяет повысить эффективность доставки грузов за счет возможности быстрого доступа информации о субъектах и объектах доставки. Такие системы успешно функционируют на Западе. Среди них, в частности такие: Gonrad, Videotrans, СТС, BRS, Espase Cat, ISCIS, GPS и другие.

Благодаря развитию Internet и активизации деятельности многочисленных виртуальных фирм в сфере логистики разрабатывается все больше IT проектов до-ставки-распределения товаров и ресурсов, например, системы управления транспортно-экспедиционной компанией, составом, распределительным центром. Современный этап развития логистики характеризуется применением Internet-Intranet-технологий в управлении логистическими компаниями, активизацией логистического проектирования, использованием методик распределенного мобильного управления (m-logistics) и непрерывной поддержки (информационной и ресурсной) жизненного цикла товаров и услуг (CALS).

Важными аспектами формирования и функционирования логистических систем является их нормативно-правовое и экологическое обеспечение. Его содержание и назначение подробно рассматривается в .

Проектирование и планирование логистической системы завершается разработкой плана реализации проекта, определением графика внедрения.

На стадии реализации происходит постепенное компоновки логистической системы и ее сочетание с организационной структурой предприятия. Процесс реализации проекта требует контроля за соблюдением графика внедрения и оценки фактических результатов.

На заключительном этапе происходят измерения и оценка показателей деятельности системы и через обратную связь предоставления лицам, которые планируют стратегический процесс, информации, необходимой для внесения отдельных корректировок или проведения модификации всей системы.